Лучший педагог года

Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда (из опыта работы)

Юлия Чухненкова
Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда (из опыта работы)

Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда.

Чухненкова Ю. Г. ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Россия

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы.

Если говорить о использовании сказкотерапии в работе логопеда, то особенность метода состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Публикация «Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда (из опыта работы)» размещена в разделах

Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.

Работа со сказкой обеспечивает выполнение следующих целей:

• постановка звукопроизношения. Развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

• обучение детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

• развитие у детей мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.

• умение создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

• развитие умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

• развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

• уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

• воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Речевые задачи сказкотерапии :

1. развитие дыхания

2. развитие темпа и выразительности речи

3. развитие мелкой и общей моторики

4. развитие мимических мышц

5. автоматизация звуков

6. формирование лексико-грамматических форм речи

7. Развитие связной и диалогической речи

8. Развитие звукослоговой структуры слова

Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, использую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей. Умение конструировать слова, словосочетания и предложения. Например:

• придумать несколько однокоренных слов (снег-снежок, снегурочка, снежинка и т. д.);

• срифмовать два слова, обращая при этом внимание на развитие фонематического слуха (кузнец-удалец, а затем можно снова переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• составить длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку» : «Колобок» - «Колобок покатился» - «Колобок покатился по тропинке» - «Колобок покатился по лесной тропинке» и т. д.

«Дует сильный ветер» - ШШШШ, «Бежит ручеек» - ссссс, «Большой и маленький колокольчик» - Л Л-ль ль, «Гномик чихает» - ач, ач, и т. д.

«Покажи хитрую лису», Злого волка», «Трусливого зайца», «Как улыбается ласковое солнышко?».

Работа ведется по 5 направлениям:

1. Чтение сказки или облачение занятия сказочным сюжетом, введение в занятие сказочного героя.

2. Проживание или проигрывание (рассказывание, пересказ совместно с логопедом)

3. Работа над речью (речевые упражнения)

4. Инсценировка (зависит от сложности дефекта и речевой подготовленности детей).

5. Сочинялки (самостоятельное придумывание сказки)

Так, развитие речевого общения должно происходить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности и в режимных моментах, т. к. в связи введением ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то сказка может стать составной частью игры, благодаря которой дети научатся слушать друг друга, пересказывать и сочинять свои собственные сказки, у детей будет развиваться диалогическая и монологическая речь, память и воображение.

Если позволяет планирование, я стараюсь включить в свою работу и родителей.

Реализации данного опыта позволяет получить следующие результаты:

1. повышение уровня речевого развития;

2. развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности;

3. использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;

4. повышение интереса к книге;

5. установление эмоционального состояния детей;

6. при взаимодействие с семьей позволяет достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками;

7. повышение педагогической культуры родителей по проблеме;

8. приобщение дошкольников к художественной литературе посредством сотрудничества с родителями.

В работе с дошкольниками данная методика применяется не так давно. Сказки для детей должны быть короткие, интересными и простыми по своему содержанию и вызывать эмоциональный отклик у детей. Я использую простые, хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; Можно брать элементы сюжета, а не сказку целиком; При отборе языковых средств, необходимо учитывать, сложность речевого дефекта каждого ребенка.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

• сплочение коллектива (дети становятся в круг. берутся за руки и «приглашают» сказку, передают шепотом друг другу имена героев в сказке);

• снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, убегают от злого волка);

• формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику);

• развитие психических процессов (можно предложить ребенку сочинить сказку вместе или по очереди использую мнемотаблицы. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему или нарисовать ее.

На основании вышесказанного, можно сделать выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе : у ребенка исчезают болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению речевой адаптации; использование коррекционно-воспитательной работы приводит к положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связная речь.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий я могу решать многие коррекционные задачи. Этим я повышаю эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда (из опыта работы)
Опубликовано: 14 марта 2020 в 15:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД