Светлана Власенко
Статья «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.
Публикация «Статья „Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Использование занимательных игр и упражнений при обучении грамоте является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте, направлено на повышение мотивации к обучению.
У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Поэтому, для поддержания интереса к занятиям по обучению грамоте необходимо использовать элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, чтобы дети в непринужденной обстановке усваивали нужный материал. Основным содержанием по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является звукобуквенный анализ слов. Работа по звукобуквенному анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду по подготовке к обучению грамоте:
Материалы и оборудование для игр и упражнений по подготовке к грамоте
• Пособие «Поезд в страну Знаний».
• Игры на развитие связной речи, звуковой культуры, грамматического строя, обогащение словаря.
• Книги с кроссвордами, анаграммами, головоломками, ребусами.
Все упражнения провожу в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».
. Детям с нарушениями зрения для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты занимательных заданий: нахождение элементов букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга; изображение буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображение буквы позой.
Дети учатся составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово». Игра в слова, в которых одна буква заменялась на другую, с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка). Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.
Большое внимание уделяю упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, также учатся делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т. д.
При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.
С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.
Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.
Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т. д.
В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.
С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.
При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.
Учитывая сложность предлагаемого материала, использую внесение понятного и знакомого детям образа – куклы «Буквоеда», что повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Она знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроении.
Использование игровых моментов способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности.
Ознакомление со словом:использование художественной литературы
Бр. Гримм «Горшок каши», р. н. с. «По щучьему веленью», К. И. Чуковский «Айболит», «Жил на свете человек…»,
В. И. Осеева «Волшебное слово», А. Л. Барто «Игра в слове. Серова «Подскажи словечко», Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых и разных»
Игры и игровые действия «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Сравнение слов со звукосочетаниями. Чистоговорки, поговорки, перевертыши, загадки, ребусы
Ознакомление с предложением:Выделение воспитателем предложений из потока речи: посчитай пальчиками, выложи цифрами, фишками
Подсчет предложений в рассказе;
Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам
Графическое изображение предложений: использование цветных магнитов: выложи фишками, прохлопай, нарисуй на крупе, песочке, на листе.
Придумывание предложений с заданным словом: нарисуй предложение, интонационная модель по заданной схеме, по графической модели.
Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова.
Составление предложений по двум картинкам
Игра «Разбираем завал» - изменить предложение, неправильно построенное по смыслу.
Со словесным составом предложения:
Четкое произнесение предложения
Выделение слов голосом
Счет слов в предложении (количественный и порядковый)
Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)
Использование схем слова
Графическое изображение слова
Составление предложений из разного количества слов
Называние слов последовательно
Называние слов вразбивку
Работа с разрушенным предложением (согласование слов в предложении, вставь пропущенное слово, добавь слово - признак, слово- действие, слово - предмет
Игра «Живые слова»
Игра «Хор»
Игра «Путаница»
Четкое произнесение слов с паузой
Произнесение слов под хлопки и т. д.
Моделирование, использование цветных магнитов
Количественный и порядковый счет слогов в слове
Разрушенное слово
Добавь - (убери) лишний слог - (звук)
Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова, хлопки, фишки.
Со слоговым составом слова:Схематическое изображение слогового состава слова
Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки
Игра «Живые слоги»
Подбор слов с заданным количеством слогов
Подбор слов с заданным слогом
Дополнение слога до полного слова
«Превращение» коротких слов в длинные и наоборот
Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой
Трансформация слов (перестановка слогов в слове)
Найди слово, которое спряталось в названиях картинок
Игровые приемы: использование мяча, игра «Поезд», «Слоговые домики»;
моделирование
Со звуковым составом слова:
Схема звукового состава слова
Поймай словечко в ладошки
Дидактические игры
Речевая игра «Живые слова», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук»;
Определение места звука в слове
Определение количества звуков
Определение последовательности звуков
Моделирование
На что похожа буква.
Покажи на пальчиках.
Найди на веере букв.
Ознакомление с буквой:
Обведи букву.
Выложи из палочек.
Найди в кассе букв, в алфавите.
Посели букву на «улице букв».
Напечатай в тетради (в клетку).
Составление букв из частей
Штриховка букв по трафаретам
Использование мягких вкладышей
Рисование букв в воздухе
Выкладывание букв из мозаики, тесьмы и других видов материалов (пластилинография, крупы, бусинки и т. д)
Тактильные буквы
«Оживление» букв
Таким образом, игры и занимательные упражнения по подготовке к обучению грамоте детей, способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе