Лариса Рыжкова
Из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сочинения сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок».
Публикация «Из опыта работы „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сочинения сказок“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
Творческая личность востребована обществом на всех возрастных ступенях ее становления. В современной педагогической науке не случайно поднимаются вопросы развития творческой деятельности ребенка, необходимости поиска путей её формирования. Особое место среди творческих представлений дошкольников, занимает словесное творчество. Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающихся в создании речевых текстов и требующий взаимного действия ряда психических функций. Для полноценного развития речи важна речевая среда. База знаний и умений для речевой среды создается в процессе придумывания сказок. Свою работу с детьми я разделила на два этапа.
На I этапе основой задачей было понимать и самостоятельно пересказывать сказки или истории. И для этого я использовала МОДЕЛИРОВАНИЕ. Для лучшего понимания детьми приема моделирование сказки, разбираем сказку в разных видах деятельности (чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстрации). В последующей работе выделяем главные событие сказки или истории, отвлекаясь от мелких деталей, используя принцип замещения. Даже дети средней группы после знакомства с геометрическими фигурами могут шифровать, моделировать знакомые сказки, т. е прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: модель (один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку "Волк и семеро козлят", а два заштрихованных кружка сказку "Два жадных медвежонка". Дети старших групп используют наглядные модели и схемы, соблюдая последовательность и действие сказки или истории. После того как дети усвоят прием моделирования перехожу ко II этапу.
II этап: придумывание сказки с детьми я начала с составления модели сказки.
МОДЕЛЬ СКАЗКИ это основа, на которую наращивается самостоятельно придуманная сказочная история. Для того чтобы дети самостоятельно сочиняли сказку, я побуждала записывать схемами придуманный текст (при этом схемы, изображенные ребёнком, не должны иметь много деталей). Например: черный домик это может быть домик бабы Яги или кого-то ещё, а чёрный он, потому что тот, кто живёт в нём – злой. Затем предложить карточки с уже с готовым схематичными изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать её с опорой на модель.
Особенно эффективным в рассказывание или придумывание сказок оказалось использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Работа по мнемотаблице заключается в следующем: на каждое слово или маленькое предложение придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка рисуется схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком.
Например, я предложила детям старшей группы сочинить сказку "Как мышонок домой добирался". Для этого я подобрала картинки с героями из сказок, приготовила мнемотаблицу с пустыми квадратиками. Перед тем как дети начнут, сочинять сказку напоминаю структуру сказки : начало, волшебная вещь, или сказочные звери (в нашем случае) и конец.
Начало сказки (зачин) "Жил-был мышонок. Он жил в просторной норе. Но вот однажды. " (наводящие вопросы)
-Что могло случиться с мышонком?
-Кого он мог встретить?
-Кто ему поможет дойти до дома?
-Как он найдет дорогу домой?
Дети зарисовывают сюжеты сказки в мнемотаблицу.
Фгос внес свои требования к программам детского сада, которая должна быть личностно - развивающей. Работая в этом направлении, опираясь на дидактические игры, методики триз, организовав насыщенную среду для творческого развития детей, увидела, что дети стали более коммуникабельными, у многих прошли страхи неудач, дети стали открыты, в группе творит творческая атмосфера.