Лучший педагог года

Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ

Татьяна Обухова
Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ

Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонемотического недоразвития речи у детей 4-6 лет в условия дошкольного учреждения

Год от года, по мнению специалистов, работающих с речевыми

нарушениями, увеличивается количество детей с разными нарушениями

речи. Причинами этого являются: увеличение частоты общих заболеваний

детей, недостаточное внимание со стороны родителей, зачастую замена

живого общения с ребенком компьютером, телевидением, плохая экология и

Публикация «Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах

др. Недостатки звукопроизношения у детей являются причиной отклонений в

развитии психических процессов: память, мышление, воображение, могут

сформировать комплекс неполноценности, который выражается в трудности

установления коммуникативных контактов.

Среди детей с нарушениями речи существенную часть составляют дети 4-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР, который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.

В соответствии с современными научными подходами ФФНР –

относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов

формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы

родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы.

Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и

произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования

звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими

признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы

родного языка. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем

является невозможность их правильного произношения, снижение уровня

словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития

связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и

произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, В. К. Орфинская и другие.

Несформированность фонематического восприятия приводит к тому,

что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе

овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового

анализа слов, овладения грамотой, определенного (стартового) уровня

фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым

анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и чтения.

В исследованиях Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной

подтверждается предположение, которое было сделано в 40-х годах XX века

отечественными учеными Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис, которые утверждали,

что причиной дислексии и дисграфии в зачастую является несовершенство

фонематического восприятия, а как следствие – несформированность

навыков звукового анализа и синтеза.

Современная логопедия ищет новые способы коррекции речевых дефектов ребенка и создания условий для обучения и развития детей разных возрастных групп и разного уровня развития. Как правило, логопедия занимается коррекцией речевых дефектов детей, имеющих особые образовательные потребности. При этом, речевой дефект может быть, как первичным отклонением, так и вторичным, являющемся следствием иного нарушения функционирования детского организма.

Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Их использование в логопедической практике способствует:

• Повышению внимания, улучшению восприятия и памяти.

• Повышению обучаемости.

• Развитию навыков видения, слышания и рассуждения.

• Устранению проблем поведения и борьба с психологическими трудностями.

• Улучшению моторных функций организма.

• Активизации речевой активности.

• Снятию эмоционального напряжения.

• Формированию навыков правильного и осмысленного чтения.

• Развитию социальной адаптации и ее укреплению.

Речевая функция является важнейшей психической функцией организма. Она способствует активизации познавательной деятельности, развивает мышление и логику.

Логопедия, как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое определяется социальной сущностью языка, речи, взаимосвязью речевого развития и мышления.

Все технологии, используемые в коррекционной логопедической практике, можно подразделить на две группы: к традиционным технологиям относятся логопедические технологии, применяемые в коррекции речевых дефектов с момента становления дефектологии и логопедии. К ним относятся: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, технология постановки речевого дыхания при разных отклонениях в произношении, технология коррекции голосового произношения, технология постановки интонации и темпа речи, технология постановки ритмики речи, технология формирования лексико-грамматической стороны речи, технология проведения логопедического массажа.

Современные технологии относятся к нетрадиционным методикам коррекционного воздействия на речь. К ним относится: гидромассаж и гидрогимнастика, технология нейропсихологической направленности, кинезиотерапия или коррекция речи двигательными упражнениями, Суджок-терапия или коррекция речевых дефектов, посредством применения семян, фитотерапия или лечения чаями и травами, дыхательная гимнастика, разнородный массаж, иглоукалывание, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, лечение песком, камнями, куклами, сказками, технология использования моделей и символов.

Современное общество активно использует разнообразные мультимедийные средства и технологии в различных направлениях деятельности. Логопедия не исключение. Любые логопедические технологии могут быть дополнены мультимедийными средствами.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития. Многие логопеды активно используют в своей работе следующие технологии : различные виды логопедического массажа, суджок-терапия (семянотерапия, гимнастика Стрельниковой, фитотерапия, компьютерные технологии и многие другие.

Конечно, эти технологии нельзя применять как самостоятельные, но совместно с традиционными логопедическими технологиями помогают найти к каждому ребенку подход, настроить, мотивировать его на занятия, а, значит, они ведут к скорейшему выздоровлению.

Список литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М. : АСТ, 2013. 265 с.

2. Логопедия : Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. /Под ред. Л. С. Волковой. М. : Владос, 2015. 384с.

3. Лопатина Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Диссертация доктора пед-х наук. Санкт-Петербург, 2015. 463 с.

4. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001. № 2

Публикации по теме:

«Логопедические Памятки» о Звуках речи и Буквах Видео В своей практике я применяю занимательный дидактический материал для усвоения правильного артикуляционного уклада речевых органов. Мной.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 19:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД