Папки-передвижки

Методическое сопровождение формирования экологической ответственности педагога дошкольного образования

МАРИНА ЗАРУБИНА
Методическое сопровождение формирования экологической ответственности педагога дошкольного образования

Методическое сопровождение формирования экологической ответственности педагога дошкольного образования

Предлагаю вашему вниманию статью, опубликованную в журнале "Детский сад от А до Я", №6,2020г

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарубина Марина Александровна, воспитатель

МАДОУ детский сад «Одуванчик», п. Чистое Борское, г. о. г. Бор, Нижегородская область

Князева Елена Александровна, магистрант

Публикация «Методическое сопровождение формирования экологической ответственности педагога дошкольного образования» размещена в разделах

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация.

В статье рассматривается роль экологической ответственности педагогов дошкольной образовательной организации в реализации задач экологического дошкольного образования. Предлагаются определение и структура экологической ответственности педагога дошкольного образования. Приведен пример проектирования методического сопровождения педагогов по формированию экологической ответственности.

Ключевые слова: экологическое дошкольное образование, экологическая ответственность, структура экологической ответственности, методическое сопровождение педагога.

Наличие экологических проблеми необходимость их разрешения повышает значимость экологического образования подрастающего поколения и общества в целом, что требует новых теоретических разработок и прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение уровня экологической образованности личности. Современная социально-эколого-экономическая ситуация обуславливает особую роль эколого-профессиональной деятельности педагога, в том числе, дошкольного образования. Важным условием повышения ее качества является высокий уровень экологической ответственности, поскольку именно экологическая ответственность позволяет педагогу системно и с научной точки зрения решать задачи экологического дошкольного образования.

Проблема экологической ответственности личности исследовалась А. П. Беляевой, Б. С. Гершунским, В. Э. Гирусовым, С. Н. Глазачевым, Г. А. Папутковой, И. Т. Суравегиной, Т. С. Хазыковойи др. Учеными раскрываются методологические, социально-экономические, экологические, организационно-педагогические основы формирования и перспективы развития экологической ответственности специалистов различных сфер деятельности, в том числе, образовательной. Методические вопросы повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования рассматривались Т. Г. Хановой, ТИ. Г. Мартыновой, А. Г. Платовой, А. С. Курбатовой [12].

Мы разделяем точку зрения Г. А. Папутковой [10], которая определяет экологическую ответственность как основную цель экологического образования, подчеркивая единство личностного и общественного отношения к окружающей действительности. Автором отмечается, что данное качество характеризует нравственно-правовой и психологический аспект развития личности и во многом зависит от сформированности самоконтроля, критичности, осознанности норм, способности к предвидению ближайших и отдаленных последствий собственных действий в условиях природы. Основываясь на данной позиции, экологическая ответственность педагога дошкольного образования рассматривается нами как компонент профессионально-экологического образования, обеспечивающий способы формирования знаний (философских, методологических, психолого-педагогических, методических, умение эффективно осуществлять педагогический процесс в области экологического дошкольного образования. Именно ответственное отношение к природе обуславливает выполнение нравственно-правовых норм природосообразной профессиональной деятельности, созидательную активность и стремление к сохранению и преумножению природных богатств.

В то же время, в теории и практике дошкольного образования формирование экологической ответственности, как важной составляющей профессионально-экологического развития педагогов, не имеет должного обоснования. Например, в исследовании Л. М. Гримовской выявлено недостаточное понимание воспитателями «сущности проектной деятельности экологической тематики, ее возможностей в развитии познавательных способностей детей» на основе природоведческого содержания [8, с. 6].Налицо противоречие между современными требованиями к личности педагога дошкольного образования как экологически ответственного и недостаточной разработанностью методических основ формирования экологической ответственности в условиях дошкольной образовательной организации.

Вопросы, связанные со структурой экологической ответственности личности, раскрываются в работах Т. С. Хазыковой [11], С. А. Шобонова[13] и других ученых. При разработке структуры экологической ответственности педагога дошкольного образования нами учитывались принципы синергетического подхода (самоорганизации, системности, взаимодействия, принцип единства природы и человека, принцип экологической этики [9]. Это позволило выделить следующие ее компоненты:

Мотивационно-личностный компонент выражается в коэволюционной позиции и отношении к природе как ценности, готовности к эколого-профессиональной деятельности, овладению актуальными эколого-методическими знаниями, используя разные средства, в том числе, информационные, умении проявлять целеустремленность, ответственность и творческий подход в достижении планируемых результатов самообразования и осуществления профессиональных функций.

Информационно-содержательный компонент характеризуется способностью анализировать современные программы и методики экологической направленности с использованием различных источников, в том числе, информационных, отбирать необходимое экологическое содержание, методы и формы экологического образования и планировать эколого-образовательную и воспитательную работу с детьми с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.

Деятельностно-поступочный компонент предполагает применение освоенных образовательных технологий, способов в области экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, развитие способности адаптировать имеющиеся способы (формы, методы) экологического образования применительно к реальной образовательной ситуации, организовывать целесообразную эколого-образовательную среду во взаимодействии с родителями.

Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется способностью исследовать и осознавать уровень собственной экологической ответственности, умением объективно оценивать результаты профессионально-экологической деятельности, выявлять проблемы, определять перспективы, разрабатывать и реализовывать программу саморазвития, обобщать и тиражировать опыт воспитания экологической ответственности у детей.

Сформированность предлагаемых компонентов отражает теоретико-практическую направленность эколого-профессиональной деятельности педагога и предопределяет необходимые личностно-профессиональные характеристики, обеспечивающие ее успешность.

Процесс формирования экологической ответственности педагога в условиях ДОО обеспечивается комплексом педагогических условий. Нами определены следующие педагогические условия:

- готовность педагогов к реализации экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- формирование потребности ук изучению актуальных экологических проблем (глобальных, региональных, стремления к развитию экологической образованности и культуры;

- непрерывное самообразование и овладение современными программами и технологиями экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- проектирование методического сопровождения как способа инновационной деятельности и включающего современные формы и методы работы с педагогами по основным направлениям экологической и природоохранной деятельности;

- применение инновационных педагогических технологий, способствующих созданию развивающей среды обучения педагогов.

Основным условием развития и повышения экологической ответственности у педагогов ДОО мы считаем проектирование и реализацию методического сопровождения в соответствии с правовыми основами дошкольного образования, индивидуальными возможностями профессионально-экологического развития педагогов [1, 3, 6]. Методическое сопровождение педагогов обеспечивается за счет:

- информационно-методической поддержки, направленной на повышение информационной культуры, способов овладения знаниями (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, др.);

- организационно-методической поддержки (методический кабинет или информационный центр, консультирование курсы, конференции, методические объединения др.).

В соответствии с вышеизложенным было разработано содержание методического сопровождения с использованием различных форм и методов, фрагмент которого представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Фрагмент методического сопровождения повышения экологической ответственности у педагогов ДОО

Содержание и формы методического сопровождения//

Задания педагогам//

Форма отчета//

Сентябрь

Брейн-ринг «Экологическая ответственность – это…»

Решение эколого-профессиональных задач//

Изучение психолого-педагогических источников//

Рефлексивная самооценка

Семинар-практикум «Комплексные и парциальные программы экологического образования»//

Самоанализ программ //

Аналитический отчет/ /

Октябрь

Проблемный семинар «Построение экологически целесообразной среды в группе»//

Разработать дизайн-проект уголка природы, участка//

Смотр-конкурс в ДОО «Экологическая среда»//

Круглый стол с родителями «Взаимодействие – как условие экологического образования воспитанников»//

Оформить родительский уголок по воспитанию экологической ответственности у детей//

Экологическая акция совместно с родителями ДОО//

Практикум «Природные богатства нашего края»/ /

Изготовление поделок из природного материала с участием родителей// Районная выставка «Осенние дары природы» //

Ноябрь

Консультация «Планирование работы по экологическому образованию дошкольников»//

Разработать содержание перспективного плана работы или конспекта педагогического мероприятия (по своей группе)//

Методическая копилка в ДОО//

Экологическая неделя с привлечением родителей//

Продумать содержание экологической недели//

Взаимопосещения//

Педсовет «Экологическая ответственность

педагога в повышении качества экологического образования дошкольников»// Подготовка сообщений из опыта работы//

Презентация опыта//

Декабрь

Проблемно-проектировочный

семинар «Интерактивные формы занятий по разделу «Мир природы»// Разработать интерактивные варианты занятий с использованием интернет-источников//

Оформление экологической библиотеки в ДОО //

Методический совет: «Современные технологии экологического образования дошкольников».//

Самооценка используемых технологий экологического образования// Представление опыта на районном методическом объединении//

Сочетание различных форм и методов в процессе организации методического сопровождения педагогов позволяет:

- обеспечить индивидуальный подход к педагогам;

- повысить мотивацию педагогов к самостоятельному поиску нового знания, выбору различных вариантов решения проблемы экологической направленности;

- обогатить и систематизировать теоретические знания педагогов в области экологии;

- упражнять педагогов в практическом применении знаний, развиваяспособность их творческого использования;

- демонстрировать педагогам имеющийся опыт природоохранной деятельности,наиболее успешные методы и приемы экологического образования воспитанников, просвещения родителей;

- обеспечить культурную практику при обсуждении проблем экологического содержания, в том числе, вопросы экологического дошкольного образования; др.

Прогнозируемые результаты сформированности экологической ответственности у педагогов ДОО видим в том, что педагоги:

- способны осознавать экологические проблемы и порождающие их причины;

- имеют коэволюционную позицию на природу и учитывают принципы природосообразности в эколого-профессиональной деятельности;

- знают методы самодиагностики экологической ответственности и умеют объективно анализировать ее результаты,ставить четкие цели, задачи и проектировать содержание экологического самообразования;

- владеют навыками планирования и организации процесса экологического образования с воспитанниками на основе современных технологий дошкольного экологического образования, системы методов и приемов экологического воспитания, обеспечивая содержательную, эмоционально насыщенную экологическую деятельность с детьми, формирование у них необходимых представлений о природе, навыков бережливого природопользования, осознанного и ценностного отношения к природе;

- умеют взаимодействовать с родителями в вопросах экологического образования воспитанников, используя разнообразные формы и методы экологического просвещения и побуждая к активному участию в совместных экологических мероприятиях; др. [2].

Таким образом, формирование экологической ответственности у педагогов дошкольной образовательной организации является важным фактором повышения уровня профессионально-экологической компетентности и необходимым условием повышения качества профессионально-экологической деятельности. В данном контексте результат работы педагога рассматривается как процесс формирования у ребёнка качеств и характеристик, позволяющих ему проявлять свои познавательные, социальные, процессуальные действия, направленные на сохранение и улучшение экологической обстановки.

Экологическая ответственность педагога оказывает существенное влияние на результативность профессионально-экологического опыта, позволяя на основе приобретаемых экологических знаний и умений оптимально сочетать различные методы природоохранной деятельности в процессе осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Сформированность экологической ответственности педагога проявляется в ценностно-смысловом отношении к природе, во владении экологическим содержанием, специальными технологиями его освоения, выражается в этико-нормативном поведении в природной среде. Достижение педагогами высокого уровня экологической ответственности свидетельствует об эффективности осуществления экологического дошкольного образования и может рассматриваться как конкурентное преимущество ДОО [4, 7].

Литература:

1. Бичева И. Б. Методические основы формирования педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 218-231.

2. Бичева И. Б., Вялова Н. В., Рязанова Е. А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 44-47.

3. Бичева И. Б., Гладкова Н. Е. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 45-49.

4. Бичева И. Б., Казначеева С. Н., Егорова В. Ю., Казначеев Д. А. Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 11-17.

5. Бичева И. Б., Князева Е. А., Казначеев Д. А. Научно-теоретические основы формирования экологической ответственности у педагогов дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 38-41.

6. Бичева И. Б., Хижная А. В., Дряхлова О. В. Роль экологической компетентности педагога в профессиональной деятельности // Государственный советник. 2019. № 1 (25). С. 69-73.

7. Бичева И. Б., Юдакова О. В., Комлева А. С., Царева И. А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25-31.

8. Гримовская Л. М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №2. С. 6.

9. Князева Е. А., Бичева И. Б. Роль экологической ответственности в профессионально-экологическом развитии педагога дошкольного образования // Неофит. Сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. 2020. С. 108-110.

10. Папуткова Г. А. Экологическая ответственность как системообразующее понятие экологического образования // Almamater (Вестник высшей школы). 2006. № 1. С. 16-19.

11. Хазыкова Т. С. Экологическая ответственность личности: сущность и структура // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 363-366.

12. Ханова Т. Г., Мартынова И. Г., Платова А. Г., Курбатова А. С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 1 (25). С. 263-272.

13. Шобонов С. А. Структура экологической ответственности личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2 (42). С. 32-35.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

От компетентного педагога к новому качеству образованияОт компетентного педагога к новому качеству образования Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования через.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возраста Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка»Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка» Дети первой младшей группы "Незабудка" очень полюбили игры с прищепками. Постепенно сами или с помощью воспитателей, они усвоили технику.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Спасибо МAAM за мою победу в районном конкурсе «Лучший блог педагога дошкольного образования»! Вот и год незаметно пролетел, с того момента, как я зарегистрировалась и открыла свой профиль на образовательном портале МААМ. ru. Могу себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение формирования экологической ответственности педагога дошкольного образования
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 19:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД