Статья музыкальные инструменты

екатерина куценок
Статья музыкальные инструменты

С первого января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, сокращено ФГОС ДО. В данном стандарте были четко разделены области развития детей. В стандарте указаны пять областей развития ребенка:

1. Социально – коммуникативная.

2. Познавательная.

3. Речевое

4. Художественно – эстетическое.

5. Физическое.

Раздел «Музыка» теперь входит в область художественно – эстетического развития. Данный раздел включает в себя, развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми искусства, мира природы, формирования эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений об различных видах искусства, в том числе и музыкального искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Музыкальное воспитание детей происходить не только во время занятий музыкальной деятельности, участием в конкурсах и утренниках, а на протяжении всего дня.

Включение музыки, во время какой либо деятельности детей будет первоначальным шагом к приучению детей слушать и понимать музыку. Сам воспитатель должен понимать, как важна музыка в повседневной жизни. Музыка развивает в дошкольниках достаточно много качеств важных для самих детей. Например, такие качества как, эстетическое восприятие, слух, мышление, воображение и так далее. Прослушивая музыку, у ребенка появляется возможность узнать, что то новое и интересное.

В своей свободной деятельности сами дети не один раз обращаются к музыке. Они так же поют, какие то песни, некоторые сочиняют собственные и так далее. Уже в этот момент у ребенка происходит тесный контакт с музыкой. Но, без особых предметов это не заинтересовывает так сильно. В сам момент взаимодействия с музыкой дети так же взаимодействуют с различными музыкальными инструментами. Инструменты так же присутствуют во многих играх детей. Каждому ребенку интересно от куда происходят такие очаровательные звуки и как играть на различных инструментах.

Воспитатель должен понимать какова роль музыкальных инструментов в жизни детей. И соответственно знакомить детей с ними. На занятиях, в игре или в свободной деятельности помогать детям больше взаимодействовать с различными инструментами.

Н. А Ветлугина в книге «Методика музыкального воспитания в детском саду» представляет виды инструментов.

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента [ветлугина,с 12].

Существует множество разнообразных видов музыкальных инструментов. Воспитатель должен знакомить дошкольников с наиболее обширным вариантом этих инструментов, но при этом он должен осваивать и игру на них.

Помимо перечня музыкальных инструментов так же существуют определенные задачи обучения игры на музыкальных инструментах. Мы считаем, что основной задачей считает научить ребенка взаимодействовать с различными музыкальными инструментами. Так же в программах дошкольных учреждений существует раздел по музыкальному воспитанию детей. По этому разделу можно развивать детей. Есть так же и специальные программы по музыкальному развитью дошкольников, например такие как:

«Звук – волшебник» автор данной программы Т. Н Девятова.

«Камертон» автор данной программы Э. П Костина.

«ладушки» автор данной программы И. Каптулова и И. Новооскольцева.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны освоить:

• Названия различных музыкальны инструментов.

• Характер звучания различных музыкальных инструментов.

• Правила пользования музыкальных инструментами и правила их хранения.

• Приемы игры на музыкальных инструментах.

• Расположение высоких и низких звуков на различных музыкальных инструментах;

• Названия нот, и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.

Дети должны научиться:

• Владеть простейшими приемами игры на разных музыкальных инструментах.

• Правильно расходовать дыхание, играя на кларнетах, дудочках. Находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино. Приглушать звучание тарелок, треугольников. Правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

• Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп. А так же своевременно вступать и заканчивать игру.

• Играть индивидуально простейшие песенки, попевки.

• Приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки.

• Импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов многих видов детского творчества. Использование детских музыкальных инструментов, игрушек на занятиях или в повседневной жизни обогащает, улучшает музыкальные впечатления детей дошкольного возраста, а так же развивает их музыкальные способности и таланты.

Играя на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, расширяет тембровые представления детей, помогает выработать чувство ритма, такта. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Обучение игры на музыкальных инструментов начинается с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей или же индивидуально. К каждому ребенку нужно использовать индивидуальный подход, важно учитывать его особенности и способности. Так же не менее важно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Например, можно использовать музыкальные инструменты в музыкально-дидактических играх.

Так как игра является не объемлемой часть жизни детей, то через нее можно приучить ребенка к музыке. И тем самым обогатить его знания, умения и навыки. В исследованиях Н. А Ветлугиной был раскрыт вопрос об музыкально-дидактических играх. Она рассматривала игру, как универсальное средство для развития музыкальных способностей. И выделяла особенности таких игр. Музыкально-дидактические игры помогают развивать у ребенка чувство такта, умению следовать игровым правилам, умению правильно обращаться с инструментами и играть на них, а так получать максимум удовольствия от игры.

Начиная с трех лет дети уже могут играть деревянных ложках, на бубне, кубиках, музыкальных молоточках, погремушке, барабане, колокольчике. Так же этом возрасте детей можно знакомить с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента и к особенностям каждого из них. Воспитатель должен показывать детям, какие звуки может издавать каждый из инструментов и как правильно на нем играют. Привлекая внимания детей, можно использовать сравнения этих инструментов с теми вещями, с которыми дети знакомы в повседневной жизни.

Полезно использовать музыкально-дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).

С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, которые имеют звукоряд. Для этого подойдет - металлофон. Он достаточно простой в обращении, не требует постоянной настройки, приемы игры на металлофоне достаточно просты и понятны для детей.

Начиная с 5 лет с детьми можно заниматься и обучать их игре на других инструментах, но уже более сложных, чем металлофон. Это могут быть, как игрушечные бубны, барабаны или же детские пианино и другое. В старшем возрасте с детьми можно устраивать небольшие представления, где будут задействованы музыкальные инструменты.

Играя на музыкальных инструментах, ребенок не только расширяет музыкальные способности, а так же развивает память, внимание, мышление и моторику рук. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети так же могут привести свои эмоции в нормальное состояние, если например, ребенок слишком активен и не может правильно выплеснуть свою энергию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкальные инструменты очень важны в жизни детей. Благодаря им ребенок учиться слушать и понимать музыку, а так же развивать свои творческие способности. Играя с детьми, мы не только развиваем способности ребенка, так же развиваемся сами и подаем правильный пример своим детям.

Публикации по теме:

Музыкальные инструменты в ДОУМузыкальные инструменты в ДОУ Соприкасаясь с музыкой, ребёнок получает истинное эстетическое наслаждение. Проявляя творчество в музицировании, дети учатся не только творить,.

Календарно — тематическое планирование «Музыкальные инструменты» Календарно-тематическое планирование воспитательно- образовательной работы Группа: подготовительная к школе группа Тема недели: «Музыкальные.

Конспект игровой ситуации «Музыкальные инструменты» Конспект игровой ситуации по теме «Музыкальные инструменты». Подгрупповое занятие «Галерея музыкальных звуков». Цель: 1) Закрепление представлений.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Музыкально-интерактивная игра «Узнай музыкальные инструменты» музыкально-интерактивная игра "Узнай музыкальные инструменты" Для детей старшего и подготовительного возраста. Программное содержание: Развивать.

Музыкальные инструменты для детей Музыкальные инструменты для детей Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкали различать.

Музыкальные инструменты своими руками Музыкальные инструменты своими руками. Эта статья предназначена для неравнодушных родителей и творчески настроенных педагогов (скорее.

Музыкальные инструменты своими рукамиМузыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Шумовые музыкальные инструментыШумовые музыкальные инструменты Наш осенний праздник назывался "Осенние небылицы" (подготовительная группа). Для одного из номеров праздника, проходил конкурс на изготовление.

Шумовые музыкальные инструменты своими рукамиШумовые музыкальные инструменты своими руками 1. Для работы на понадобится: - две бутылки из-под кетчупа - разноцветные крышки от пластиковых бутылок - шерстяная нитка - цветная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Статья музыкальные инструменты
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 15:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...