Лучший педагог года

Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации

Щеголева Екатерина
Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации

Статья на тему:

«Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации»

Аннотация: В статье представлена информация о роли формировании понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. О том насколько аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, его психических и эстетических возможностей.

Публикация «Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации» размещена в разделах

Ключевые слова: форма, изобразительные умения, аппликация, абстрагирование, представления, вырезывание, наложение, виды аппликации, фигура.

Актуальность данной проблемы можно обосновать с нескольких сторон. Во-первых, первые представления о форме и взаимоположении предметов в пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности и игр. В то же время, сейчас дети гораздо меньше замотивированы на практическую деятельность со стороны ручного труда, художественного творчества, поскольку современные гаджеты в виде планшетов, смартфонов и игровых приставок нацеливают их на смену видов домашнего досуга. Если не уделить этому внимание, то в дальнейшем это может привести к появлению проблем в школе, так как умение анализировать, выделять общее, сравнивать является одним из необходимых умений, которые формируются через практическую деятельность. Проблема заключается и в том, что заменяя натуральные предметы, игрушки, разнообразные объекты виртуальной реальностью плоскостного экрана, у дошкольников происходит искажение восприятия формы, как объемной фигуры.

Цель работы: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий формирования понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования разнообразных средств аппликации.

Новизна: в практической части исследования будет выявлен уровень сформированности понятия о форме с помощью диагностических методик в такой деятельности как аппликация, будут подобранны и проведены методики для формирования понятий о форме у дошкольников.

В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является создание условий для формирования понятий о форме, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности. Требования ФГОС дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1]-

Одним из показателей сформированности понятия о форме детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности является, умение абстрагировать объекты, умение сопоставлять и сравнивать. Формируется к старшему дошкольному возрасту.

Как любой психический процесс в дошкольном возрасте, образное мышление нуждается в развитии, которое осуществляется при систематическом направленном педагогическом воздействии в условиях дошкольной организации и семьи.

Процесс аппликации позволяет отчасти решить эту задачу, а также оказать положительное воздействие на художественно-эстетическое развитие дошкольников, поскольку непрерывное сочетание и взаимодействие умственных и практических актов в процессе аппликации способствует пониманию, абстрагированию конкретных форм, возникающих при помощи домысливания и творческого экспериментирования. Кроме того, аппликация в детском саду развивает все психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество.

В ряде исследований (Б. Г. Ананьев, Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. песталоции, К. Д. Ушинский и др.) показана важная роль сформированности понятий о форме при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Значение аппликации в формировании понятий о форме дошкольников подчеркивали Б. Ф. Ломов, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их величину. Первые представления о форме и взаимоположении предметов в пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности и игр. В настоящее время дети гораздо меньше занимаются рукоделием, потому что все заполонили современные игрушки, телефоны, поэтому дети начинают переключаться. Если не уделить этому внимание то у детей будут проблемы в школе, так как умение анализировать, выделять общее, сравнивать является одним из необходимых умений, которые формируются через практическую деятельность. Возникают новые подходы к организации детской аппликационной деятельности, благодаря чему данная тема представляет интерес для многих исследователей.

Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а, следовательно, и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

В детском саду аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация представляет собой одну из разновидностей художественной деятельности. В процессе, как самостоятельного ознакомления с техникой, методиками и способами обработки бумаги и иных материалов для аппликации, так в непрерывной деятельности в детском саду, дети старшего дошкольного возраста, овладевают навыками как пластического, так и графического изображения предметов, приобретают навыки образного и творческого силуэтного перерабатывания своих впечатлений, которые они получают во время знакомства с окружающим их миром.

Аппликация как процесс представляет собой целый ряд действий, выполнение которых должно происходит в определенной последовательности, что требует от ребенка старшего дошкольного возраста обладания достаточно высоким уровнем развития как технических, так и изобразительных умений, равно как и наличия таких качеств, как самостоятельность, выдержка, сосредоточенность, аккуратность и настойчивость.

Если технические умения ребенка старшего дошкольного возраста развиты недостаточно, то это является причиной торможения работы и сковывания инициативы ребенка, что, в свою очередь, приводит к снижению качества результатов аппликационной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут, только в том случае добиться высоких достижений в процессе создания аппликации, если педагог и воспитатель в процессе образовательной деятельности, групповой и индивидуальной работы с детьми применяют максимально эффективные способы и методики, направленные, как на обучение детей необходимым техникам аппликации

Таким образом: роль сформированности понятий о форме, умение абстрагировать важна в развитии дошкольника. Процесс аппликации обеспечивает непрерывное сочетание и взаимодействие умственных и практических актов, способствует пониманию, абстрагированию конкретных форм, возникающих при помощи домысливания и творческого экспериментирования. Рекомендуемые условиями для эффективного формирования понятий о форме у дошкольников являются :

-Использование специальных теоретических подходов для детей старшего возраста в процессе аппликации.

- Целостный подход к организации процесса

- формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений необходимых в качестве исходных в аппликационной деятельности.

-Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп и учет динами уровня сформированности понятий о форме.

- Обогащение развивающей предметно -пространственной среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств осуществления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 № 1155 (ред. От 21.01.2019). – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do ( дата обращения: 20.10.2021). – Текст : электронный.

2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. - 3-е изд., стер. - Москва : изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 431 с. ; ISBN 978-5-9770-0363-6. - Текст : непосредственный.

3. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. – Текст : электронный // Знания : [сайт] – 2020. - URL : https://nsportal.ru/user/598477/page/applikatsiya ( дата обращения: 09.10.2021)

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк. кн. для учителя / Л. С Выготский. - Москва: Юрайт, 1991 - 93 с. - ISBN 5-09-003428-1. - Режим доступа : электронная библиотечная система для зарегистрированных пользователей ДПК. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва : Юрайт, 1991 – 344 с. - ISBN 5-09-003428-1. – Режим доступа : электронная библиотечная система для зарегистрированных пользователей ДПК. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер - Текст : электронный. URL : https://vk.com/wall-94378522_18556 ( дата обращения: 10.11.2021)

7. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя / Н. А. Горячева. Москва : Просвещение: Юрайт, 1991 - 160 с. - ISBN 5-09-000998-8. - Текст : электронный. – URL : https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_9379 (дата обращения 08.10.2021)

8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с. - ISBN 5-7155-0207-1. – Текст : непосредственный.

9. Коменский, Я. А. Особенности педагогического воззрения на дошкольное образование / - Текст : электронный. – URL : https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/20/osobennosti-pedagogicheskikh-vozzreniy-yana-amosa ( дата обращения: 17.11.2021).

10. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа "Художественное творчество" : учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз, 2009. - 144 с. - ISBN 978-5-4310-0037-9. Текст : непосредственный.

11. Методика проведения занятия по аппликации в старшей группе. – Текст : электронный // Инфоурок : [сайт] – 2020. - URL : https://infourok.ru/metodika-organizacii-i-provedeniya-zanyatij-po-applikacii-v-starshej-gruppe-detskogo-sada-4133779.html. ( дата обращения: 04.10.2021).

12. Особенности обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста. – Текст : электронный // Инфоурок : [сайт] – 2018. - URL : https://infourok.ru/osobennosti-obucheniya-applikacii-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3460299.html ( дата обращения: 29.10.2021) .

13. Особенности формирования представлений о форме у старших дошкольников. – Текст : электронный // Знания : [сайт] – 2020. - URL : https://znanio.ru/media/osobennosti-formirovaniya-predstavlenij-o-forme-u-starshih-doshkolnikov-2578651 ( дата обращения: 11.10.2021).

14. Программа воспитания и обучения в д/с «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова ; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена, Каф. дошкольной педагогики. - Изд. 3-е, перераб. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 528с ; ISBN 978-5-89814-663-4. –URL :https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/468-programma-detstvo ( дата обращения: 20.10.2021). - Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.

15. Развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации / под редакцией В. В. Давыдова, В. В. Запорожец, А. В. Поддъяков, – Текст : электронный. – URL : https://infourok.ru/razvitiya-tvorchestva-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-applikacii-2353618.html ( дата обращения :08.10.2021).

16. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 1982. - 208 с. ISBN отсутствует. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/28/. - Текст : электронный. ( дата обращения: 06.11.2021)

17. Удина, Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - Москва, 2017. - № 15 (149). - С. 645-650. — URL : https://moluch.ru/archive/149/41986/ ( дата обращения: 04.11.2021). – Текст : непосредственный.

18. Ушинский, К. Д. Педагогическая система взглядов // современный взгляд научного образования: сб. статей науч. – практ. конф., 2020 достижение науки образования. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-k-d-ushinskogo-sovremennyy-vzglyad. – Текст : электронный. ( дата обращения: 17.12.21)

19. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа / Г. С. Швайко. – Москва. : Владос, 2011. -75с. - ISBN 5-89144-445-3. - Текст : непосредственный.

20. Щепетова, Е. Н. Педагогическая система // современный взгляд научного образования: сб. статей науч. - практ. конф., 2020 достижение науки образования. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-k-d-ushinskogo-sovremennyy-vzglyad . - Текст : электронный. ( дата обращения: 12.10.2021)

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Летнее развлечение в форме квеста «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возрастаЛетнее развлечение в форме квеста «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение - квест «День Нептуна» для детей старшего дошкольного возраста. [/b] Цель: - активизация интеллектуальных и творческих способностей.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Оформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возрастаОформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 00:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД