Людмила Владимировна
Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
С каждым годом фиксируется рост числа детей с различными нарушениями в развитии. И хотя инклюзивным образованием за годы накоплен огромный объем теоретического и практического материала, позволяющего детям с ОВЗ становиться полноценными личностями, проблема обновления педагогической методологии остается актуальной. К детям с ОВЗ относятся ребята, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, ведущие к возникновению более тяжелых нарушений. Данные отклонения классифицируются в зависимости от очага поражения: зрение, опорно-двигательный аппарат, речь, слух, а также задержка психического развития (ЗПР, расстройства аутистического спектра (РАС, умственная отсталость (УО) [11, с. 22-23].
Публикация «Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Гарденотерапия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Что касается состояния специального образования в регионе, то по состоянию на 2020 г. в Иркутской области система коррекционного образования работает в двух направлениях – дифференцированное и инклюзивное обучение. Дифференцированное обучение представлено сетью из 37 образовательных учреждений (ОУ, в которых обучается в общей сложности 5 тысяч детей. В общеобразовательных школах, где интегрирована программа инклюзивного образования это число чуть больше – 8,6 тысяч [8].
Одной из площадок, успешно реализующих требования федерального и регионального законодательства в отношении обучения и воспитания детей с ОВЗ стало – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 г. Черемхово». В ДОУ проходят подготовку 110 детей, поделенных на 9 групп. Имеются 7 кабинетов специалистов (дефектолога, логопеда, психолога, каждый из которых оборудован всем необходимым для работы с детьми с ОВЗ [6]. Также имеется кабинеты музыкального педагога и инструктора по физическому воспитанию. Питание детей с ОВЗ организовано на общих условиях, так как специальные условия для них не рекомендованы. В текущем году в специальное меню столовой включен кислородный коктейль, который воспитанники принимают в перерыве между занятиями. Данный продукт повышает сопротивляемость иммунной системы вирусным заболеваниям, повышает концентрацию внимания, улучшает зрение.
Педагогами учреждения давно и успешно применяются различные инновационные педагогические технологии, позволяющие в полной мере реализовывать положения Федерального государственного стандарта. Под инновационной технологией понимается методический продукт целенаправленной деятельности педагога по осмыслению личного и общего практического опыта с целью получения иного, более эффективного способа достижения целей и задач инклюзивного образования [1, с. 47].
Наша коррекционно-педагогическая работа проводилась с группой детей с ОВЗ, состоящая из 14 человек. 13 из них поставлен диагноз «задержка психического развития», одному – РАС.
Мы применяли следующие типы инновационных методик :
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Дифференциация образовательного процесса.
3. Проектный метод.
Особенную эффективность показали такие формы здоровьесберегающих технологий как : методы арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, пластилинография, музыкотерапия, сказкотерапия (мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок, гарденотерапия (садоводство).
Понятие гарденотерапии происходит от английского слова «garden» (сад, цветник) и буквально означает «лечение растениями». Технология заключается в привлечении подрастающего поколения к работе с растениями (выращивание рассады, уход за цветами, озеленение территории) [4, с. 48]. В ходе деятельности тренируется мелкая моторика рук, а нахождение среди зелени способствует развития обоняния, слуха и зрения.
В МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» уже в течении нескольких лет реализуется проект «Сад который лечит». Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в детского сада, обеспечение эмоционального благополучия детей и профилактику эмоционально-волевых нарушений дошкольников. Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей. Проект имеет свои сроки и этапы реализации, свой перспективный план. Самая главная ценность данной инновационной технологии – общение. Ребята активно включаются в совместную деятельность, советуются со взрослыми и между собой, учатся помогать друг другу.
Эффект терапии раскрывается в четырех сферах:
1. В интеллектуальной – развитие памяти и вокабуляра, любознательности. Рост внимания и наблюдательности. Положительные результаты были достигнуты с детьми с ЗПР.
2.2. В социальной – формирование навыков общения через включение детей в общую деятельность – умение делегировать ответственность, делиться эмоциями и впечатлениями. Особенно это актуально для детей с задержкой речевого развития, которые от природы обладают зажатостью и стеснительностью.
3.3. В психоэмоциональной – рост самооценки и веры в себя. Развитие чувства гордости за себя и за результаты общей деятельности. Формирование навыков эмпатии. Характерно для всей группы.
4.4. В физической – улучшение моторных навыков и координации движений. Развитие недоминантных систем восприятия. Положительная динамика наблюдалась с ребенком с РАС.
Таким образом, методы гарденотерапии, по нашему мнению, являются наиболее комплексной и эффективной инновационной технологией современного инклюзивного образования. Процесс физического и психологического оздоровления детей с ОВЗ с применением данной методики проходит в гораздо более открытой, живой и приятной атмосфере. Садоводство раскрывает скрытые способности ребенка через его взаимодействие с миром живых растений, обогащает его внутренний мир и учит относиться с любовью и уважением к другим людям.
Список использованных источников и литературы
1. Авдонина Т. Б., Гурьева Д. Х. Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. № 3(48). С. 46-52.
2. Сведения об образовательной организации / Официальный сайт МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sad43.cherobr.ru/index.php/osnovnye-svedeniya ( дата обращения: 27.10.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)/ Гарант. ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ( дата обращения: 27.10.2021).
4. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др. ] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М. : Юрайт. 2019. 343 с.
5. Более 9 % населения Иркутской области имеют инвалидность. 29 апреля, 2018 г. / Сибирские новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://snews.ru/news/bolee-9-naseleniya-irkutskoy-oblasti-imeyut-invalidnost ( дата обращения: 27.10.2021).