Получи документы

Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Людмила Владимировна
Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

С каждым годом фиксируется рост числа детей с различными нарушениями в развитии. И хотя инклюзивным образованием за годы накоплен огромный объем теоретического и практического материала, позволяющего детям с ОВЗ становиться полноценными личностями, проблема обновления педагогической методологии остается актуальной. К детям с ОВЗ относятся ребята, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, ведущие к возникновению более тяжелых нарушений. Данные отклонения классифицируются в зависимости от очага поражения: зрение, опорно-двигательный аппарат, речь, слух, а также задержка психического развития (ЗПР, расстройства аутистического спектра (РАС, умственная отсталость (УО) [11, с. 22-23].

Публикация «Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Что касается состояния специального образования в регионе, то по состоянию на 2020 г. в Иркутской области система коррекционного образования работает в двух направлениях – дифференцированное и инклюзивное обучение. Дифференцированное обучение представлено сетью из 37 образовательных учреждений (ОУ, в которых обучается в общей сложности 5 тысяч детей. В общеобразовательных школах, где интегрирована программа инклюзивного образования это число чуть больше – 8,6 тысяч [8].

Одной из площадок, успешно реализующих требования федерального и регионального законодательства в отношении обучения и воспитания детей с ОВЗ стало – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 г. Черемхово». В ДОУ проходят подготовку 110 детей, поделенных на 9 групп. Имеются 7 кабинетов специалистов (дефектолога, логопеда, психолога, каждый из которых оборудован всем необходимым для работы с детьми с ОВЗ [6]. Также имеется кабинеты музыкального педагога и инструктора по физическому воспитанию. Питание детей с ОВЗ организовано на общих условиях, так как специальные условия  для них не рекомендованы. В текущем году в специальное меню столовой включен кислородный коктейль, который воспитанники принимают в перерыве между занятиями. Данный продукт повышает сопротивляемость иммунной системы вирусным заболеваниям, повышает концентрацию внимания, улучшает зрение.

Педагогами учреждения давно и успешно применяются различные инновационные педагогические технологии, позволяющие в полной мере реализовывать положения Федерального государственного стандарта. Под инновационной технологией понимается методический продукт целенаправленной деятельности педагога по осмыслению личного и общего практического опыта с целью получения иного, более эффективного способа достижения целей и задач инклюзивного образования [1, с. 47].

Наша коррекционно-педагогическая работа проводилась с группой детей с ОВЗ, состоящая из 14 человек. 13 из них поставлен диагноз «задержка психического развития», одному – РАС.

Мы применяли следующие типы инновационных методик :

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Дифференциация образовательного процесса.

3. Проектный метод.

Особенную эффективность показали такие формы здоровьесберегающих технологий как : методы арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, пластилинография, музыкотерапия, сказкотерапия (мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок, гарденотерапия (садоводство).

Понятие гарденотерапии происходит от английского слова «garden» (сад, цветник) и буквально означает «лечение растениями». Технология заключается в привлечении подрастающего поколения к работе с растениями (выращивание рассады, уход за цветами, озеленение территории) [4, с. 48]. В ходе деятельности тренируется мелкая моторика рук, а нахождение среди зелени способствует развития обоняния, слуха и зрения.

В МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» уже в течении нескольких лет реализуется проект «Сад который лечит». Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в детского сада, обеспечение эмоционального благополучия детей и профилактику эмоционально-волевых нарушений дошкольников. Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.  Проект имеет свои сроки и этапы реализации, свой перспективный план. Самая главная ценность данной инновационной технологии – общение. Ребята активно включаются в совместную деятельность, советуются со взрослыми и между собой, учатся помогать друг другу.

Эффект терапии раскрывается в четырех сферах:

1. В интеллектуальной – развитие памяти и вокабуляра, любознательности. Рост внимания и наблюдательности. Положительные результаты были достигнуты с детьми с ЗПР.

2.2. В социальной – формирование навыков общения через включение детей в общую деятельность – умение делегировать ответственность, делиться эмоциями и впечатлениями. Особенно это актуально для детей с задержкой речевого развития, которые от природы обладают зажатостью и стеснительностью.

3.3. В психоэмоциональной – рост самооценки и веры в себя. Развитие чувства гордости за себя и за результаты общей деятельности. Формирование навыков эмпатии. Характерно для всей группы.

4.4. В физической – улучшение моторных навыков и координации движений. Развитие недоминантных систем восприятия. Положительная динамика наблюдалась с ребенком с РАС.

Таким образом, методы гарденотерапии, по нашему мнению, являются наиболее комплексной и эффективной инновационной технологией современного инклюзивного образования. Процесс физического и психологического оздоровления детей с ОВЗ с применением данной методики проходит в гораздо более открытой, живой и приятной атмосфере. Садоводство раскрывает скрытые способности ребенка через его взаимодействие с миром живых растений, обогащает его внутренний мир и учит относиться с любовью и уважением к другим людям.

Список использованных источников и литературы

1. Авдонина Т. Б., Гурьева Д. Х. Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. № 3(48). С. 46-52.

2. Сведения об образовательной организации / Официальный сайт МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sad43.cherobr.ru/index.php/osnovnye-svedeniya ( дата обращения: 27.10.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)/ Гарант. ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ( дата обращения: 27.10.2021).

4. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для академического бакалавриата / Л.  В.  Мардахаев [и др. ] ; под редакцией Л.  В.  Мардахаева, Е.  А.  Орловой.  М. : Юрайт. 2019. 343 с.

5. Более 9 % населения Иркутской области имеют инвалидность. 29 апреля, 2018 г. / Сибирские новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://snews.ru/news/bolee-9-naseleniya-irkutskoy-oblasti-imeyut-invalidnost ( дата обращения: 27.10.2021).

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 14:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД