Получи документы

Консультация «Проблемы психологии памяти»

Ольга Соловьева
Консультация «Проблемы психологии памяти»

Статья на тему:

«Проблемы психологии памяти».

Воспитатель: Соловьева О. А.

Важнейшая роль понимания в запоминании общеизвестна. «Трудно запомнить то, что недостаточно понятно».

В психологической литературе не раз выдвигалось утверждение, что дети младшего возраста запоминают механически. В самом деле, потребность в осмыслении того, что заучивается, весьма велика. С ней мы встречаемся при запоминании не только осмысленного, но и бессмысленного материала, заучивание которого поэтому далеко не всегда протекает механически. В ряде случаев оно включает в себя те или иные моменты.

Публикация «Консультация „Проблемы психологии памяти“» размещена в разделах

Ясно, что детям такие условия даются с большим трудом и меньшим успехом, чем взрослым. Поэтому разница между заучиванием бессмысленного и осмысленного материала у них должна быть опять-таки более резкой, чем в зрелые годы.

Рассмотрим сначала случаи, когда дети воспринимают непонятный для них, но объективно осмысленный материал. В этих случаях они часто прекрасно знают, что такой материал в действительности имеет вполне определённый смысл, хотя бы пока ещё и скрытый от них, неизвестный им. Это обстоятельство весьма важно, так ка тот факт, что ребёнок понимает, что за непонятным для него материалом скрывается какой то неизвестный ещё ему смысл, делает иногда это непонятное особенно значимым для ребёнка, привлекает к нему повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать даже не вольно, незаметно, несмотря на полную понятность того что запоминается.

То, что такие слова или выражения, будучи ещё совсем непонятными ребёнку, сохраняются у него в памяти достаточно прочно, причём, несмотря на казалось бы неблагоприятные условия для их запоминания (однократное восприятие, объясняется именно тем, что ребёнок сознает, что это слово или выражение имеет какой то определённый смысл интересующий ребёнка.

Следует отметить что легкость запоминания бессмысленного материала, наблюдаемая иногда у детей, отнюдь не является своеобразной возрастной особенностью памяти ребёнка.

Различие в легкости запоминания материала вполне может быть объяснено действием причин, заложенных не в самой памяти. Оно вовсе не говорит, что заучивание этого материала само по себе доступнее детям. Единственное что можно утверждать по поводу этого различия, это то, что в жизни у детей чаще, чем у взрослых бессмысленный материал вызывает некоторое особое отношение к себе, значительно повышающие продуктивность его запоминание.

Всё это никак не означает, что ребёнок не понимает того, что воспроизводится буквально. Понимание у него может быть вполне правильным, совершенно достаточным, но средств, необходимых для того что бы выразить по своему то, что понятно им, передать его в какой-то иной форме, отличной от оригинала, у него может не быть.

О механическом запоминании в этих случаях говорить не приходиться. Источник буквальности здесь совершенно иной- ограничение речевых возможностей ребёнка, ещё недостаточное владении им активной речью. Поэтому естественно, что по мере роста этих возможностей, потребность в буквальном запоминании непрерывно уменьшается. Ребёнок всё больше переходит к изложению своими словами.

И так, попытка выводить механичность запоминания из её буквальности должна быть так же отвергнута, как и все прочие попытки доказать повышенный уровень механического заучивании у детей.

Список литературы:

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : Учебник/М. И. Еникеев –М. Норма НИЦ ИНФРА-М., 2013-640с.

2. Немов Р. С. Общая психология В 3-х т. т. 3 Психология личности : Учебник/ Р. С. Немов – М. : Юрайт, 2012-739с.

3. Рамендик Д. Д. Общая психология и психологический практикум/Д. М. Рамендик. –М. : Форум, 2013- 304с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников» Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников». Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но.

Консультация для родителей «Детские зубы-взрослые проблемы» Консультация для родителей : «Детские зубы- взрослые проблемы». Здоровые и красивые зубы - это результат качественного питания, полноценного.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Речевые проблемы современных детей» ГАДЖЕТЫ ВМЕСТО ЛАДУШЕК: ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ И КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ. «Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через.

Консультация «Особенности психологии дошкольников» Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от.

Консультация «Понятие страха в современной детской психологии» Понятие страха в современной детской психологии. Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся.

Консультация «Проблемы детей из многодетной семьи» Каждый ребёнок, независимо от его возраста, ощущает природную необходимость в физической и психологической безопасности. Создавать условия.

Консультация «Проблемы детей — проблема родителей» На сегодняшний день большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в семье и дошкольных организациях. Ведь.

Консультация «Проблемы в работе с детьми с ОВЗ — ответ найден!» Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы к моей публикации. Спешу поделиться с вами результатом своего "расследования". Мне выпал случай задать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблемы психологии памяти»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 00:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД