Галина Уланова
Воспитание физических качеств личности у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Публикация «Воспитание физических качеств личности у детей средней группы» размещена в разделах
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы:
упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.
Древняя мудрость гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».
Часто произносим эти слова, однако всегда ли задумываемся над их смыслом? Мы все хотим, чтобы внутренний мир наших детей был богатым и глубоким, но по-настоящему такое возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии. Достижению этой цели способствует реализация здоровьесберегающей педагогики, которая постоянно соизмеряется с задачами воспитания личности.
Несомненным является тот факт, что все, что заложено в дошкольном возрасте, является фундаментом дальнейшей поддержке и развития ребенка как личности на следующих ступенях его становления.
Основными задачами физического воспитания в своей работе в детском саду я ставлю следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья; содействие правильному разностороннему физическому развитию и закаливанию организма;
2. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
3. Обучение двигательным умениям и навыкам, рациональному дыханию, формирование навыков правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Для решения выше поставленных задач в дошкольном учреждении создана материальная база:
• оборудован музыкально-спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием и инвентарём;
• физкультурно-спортивные уголки в групповых помещениях, игрушки для самостоятельной деятельности детей изготовленные руками воспитателей и родителей;
• созданы центры двигательной активности с разнообразным спортивным инвентарём и нестандартным оборудованием;
• естественное природное окружение, которое, благотворно влияет на разностороннее физическое развитие детей;
• спортивные площадки с гимнастическими игровыми блоками, беговой дорожкой, ямой для прыжков и т. д.
Каждую неделю проводятся физкультурные занятия: два в зале и одно на свежем воздухе. В процессе занятий воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплина, коллективизм. Оказывается благотворное влияние на развитие высших функций центральной нервной системы — восприятия, памяти, внимания, мышления. Занятия проводятся в различной форме : занятия учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольные (диагностическое).
Также предпочтение активным формам работы с детьми с обязательным привлечением родителей. Это и проведение «Дней здоровья», физкультурных праздников и досугов. Ведь любой праздник, а тем более спортивный — это всегда радостное событие. А тематика их самая разнообразная: «Масленица», «Осень», «Красный, желтый, зеленый», «Поздравляем наших пап», посвященный Дню защитника Отечества. Спортландия «Папа, мама, я — спортивная семья».
В нашем дошкольном учреждении специально организованна система закаливания и профилактики:
• ежедневные оздоровительные прогулки;
• умывание холодной водой;
• полоскание рта и горла прохладной водой, полоскание горла отварами трав;
• воздушные и солнечные ванные;
• хождение босиком;
Проводятся профилактические мероприятия по формированию осанки и профилактике плоскостопия.
При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонениями в физическом развитии. Основными антропометрическими показателями физического развития являются рост, масса тела, окружность грудной клетки и мышечная сила.
Представление о функциональном состоянии организма позволяет выбирать физические упражнения и их дозировку с учётом возможностей конкретного ребёнка; управлять функциональным состоянием организма путём направленного воздействия физическими нагрузками; избегать переутомления, ухудшения и обострения заболеваний.
Для физического и двигательного развития детей на протяжении учебного года были проведены следующие виды физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, в тёплый период на свежем воздухе, в холодный - в зале. Физкультурные занятия с использованием нетрадиционной формы работы, контрольно-тренировочные занятия на развития мышечной силы, быстроты, бега. Проводилась коррекционная работа основных видов движений. Использовалась такая нетрадиционная форма, такие, как психогимнастика, пальчиковая гимнастика, элементы релаксации. Проводилась профилактическая работа, направлена на
формирование физических качеств; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
При организации занятий физической культурой в разных формах и условиях необходимо избегать возможного травматизма детей. В большинстве случаев возникновение травм является следствием недостаточного контроля со стороны воспитателя за деятельностью детей на занятиях. Причинами травм могут быть неисправные, не соответствующие возрасту дошкольников физкультурные пособия, нередко — неудовлетворительная организация самого занятия, не-достаточная страховка при выполнении ребенком упражнений, связанных с использованием физкультурного оборудования.
Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщено занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематически проводимая работа улучшает физическое развитие детей. Влияет на общее укрепления организма ребёнка.