Оксана Якунина
Образное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством загадок и рифмовки
▼ Скачать + Заказать документы
«Образное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через загадки и рифмовки»
Аннотация: статья посвящена развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через загадки и рифмовки, раскрыты основные направления работы по развитие речи у детей старшего дошкольного. Описаны игровые задания и упражнения по обучению детей составлению рифмованных текстов.
Публикация «Образное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством загадок и рифмовки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: образное развитие речи, рифмовки, чистоговорки, лимерики, мораль.
Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если будет у ребенка воспитываться интерес к языковому богатству, развиваться умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства, важнейшим источником развития которых является загадка, язык которой прост, точен, выразителен, а так же рифмовки.
Загадки и рифмовки имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Вот почему проблема развития речи детей так актуальна в настоящее время.
Цель такой деятельности: развитие речи детей дошкольного возраста через обучение составлению загадок и рифмовок.
Литературные произведения оказывают огромное влияние на образное развитие речи детей. В детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать и т. д. В работе с детьми по развитию речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора. Особое значение в работе по развитию речи придается использованию малых форм фольклора, которые несут в себе важное для детей содержание, такие как загадка.
Загадки и рифмовки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметное и явления окружающей действительности, классифицирует их.
Работа с загадками и рифмовками так же применяется и для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.
Загадки и рифмовки используется как средство формирования разных сторон речи.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Обращаясь к загадке, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Перед началом занятия мы с детьми играем в игры: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово», «Придумаем рифмованные строчки», «Составление лимериков», «Доскажи словечко», «Склад-несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Дразнилка».
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов :
1. «Складные картинки»
Цель: обучать детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: педагог раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т. д.). Поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
2. «Придумай рифмованное слово»
Цель: обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: педагог называет какое-либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
Пример: педагог говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".
3. «Придумай рифмованные строчки»
Цель: обучать детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: педагог предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Пример: "Жил-был рак и был похож на мак".
В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). жила была тучка, она была похожа на кучку
Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста. Здесь же на этом этапе можно предложить составить рифмованные предложения – сравнения, используя круги Луллия.
Пример Лягушка, как квадратная подушка.
4. «Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: педагог предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика или домик «Рифмы» : В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
Модель лимерика.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка. Жил – был (объект)
2 строчка. Сравнение или указание на свойство объекта (какой)
3 строчка. 4 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами (Что делает? С кем общался)
5 строчка. Вывод (утверждение или мораль)
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Педагог предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми педагог сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Пример:
Жила-была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.
Дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4, 5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
Результатом данных методических рекомендаций являются высокие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения памяти, внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок. На основе полученных данных можно сделать вывод, что систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка.
Список литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М. : Академия, 2000.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко – М. : Просвещение, 2005.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю. Г. Илларионова – М. : Просвещение, 1985.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. – 1986.- № 9, с. 23-26.
5. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : 1994. – 344 с.
6. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.