Получи документы

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Алена Одинокова
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

"Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста "

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском

поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития [2,5]. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. (Л. С. Выготский)

Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность,

которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории, предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности [3].

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию

того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники.

10-15 лет тому назад, поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее

эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции

самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора

информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях высокой

динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие

методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний, развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Как показывает педагогическая практика, такую возможность дат метод проектов. Он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и развивать познавательный интерес и творчество ребенка. Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов [1,24].

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского действия нужен

привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес

дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть следующие:

• Реальные события, происходящие в данный период: яркие природные

явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий

Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

• Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу

предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям,

вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое?

Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит,

коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

• Воображаемые события, происходящие в художественном

произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на

воздушном шаре персонажей книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей).

• События, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть

детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою

коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых

камней и т. п.).

• Организация совместных с детьми опытов и исследований в

повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в

процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

• Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа

факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок участвовал в

ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект - интересная работа, которую кроме него никто сделать не может. Дети должны иметь свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все ребята, с другой - кто-то из них (особенно из подготовительной группы) может предложить что-то свое, провести самостоятельные наблюдения, сделать дополнительные рисунки. Свобода выбора реализуется и при определении объекта исследований. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в выполнении заданий, у него должен быть определенный выбор.

Следует относиться к любым исследованиям детей серьезно. Как можно чаще хвалить

их за то, что заметили первый лист на дереве, первую весеннюю бабочку. Дети должны

чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого - прекрасный

стимул для них. Необходимо проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельную деятельность. Никогда не стоит говорить, что ребенок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе.

Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не нужно

акцентировать на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализировать его действия, чтобы он сам понял, в чем неправ. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном.

Ребенок не должен бояться ошибиться! К тому же в природе все так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.

Иногда педагогу кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не нужно торопиться его прерывать! У него своя логика, следует дать ему возможность все объяснить, и, возможно, согласиться с ним.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и

обоняние, и слух, и осязание. Важно поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к природе, дать им возможность увидеть ее красоту и неповторимость. Необходимо помогать ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном.

Работу в рамках проекта желательно вести регулярно, постоянно давая детям

небольшие по объему задания, вовлекая их в совместную деятельность.

Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые

очень важны для дошкольников. Следует предоставить им возможность передать свои

впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: в рассказах, сказках, рисунках, аппликации, пластических этюдах, музыке. Развивать творчество и фантазию - как детскую, так и свою. Таким образом, говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Проектная деятельность в настоящее время является очень эффективной и перспективной формой организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: она может быть реализована в рамках любой образовательной программы, как основной, так и парциальной.

Список литературы:

1. Веракса, Н. Е., Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников/Н. Е.

Веракса, О. Р. Галимов. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.- 77с

2. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых

компетентностей /И. Горбунова//Дошкольное воспитание, 2013- No3- С. 24.

3. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников/А. И.

Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» (выступление.

Активизация познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Активизация познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Слайд 2 «…Познание входит в мир детства.

Инновационные подходы в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Про утку и курицу» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности.

Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица водица» Тема: «Царица-водица» Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Программное содержание: Способствовать накоплению.

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития.

Организация познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки Технологическая карта прогулки Дата проведения: март 2019г. Место проведения: МКДОУ д/с №1 «Солнышко» п. Красное-на-Волге ФИО педагога:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 18:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД