Шеншина Татьяна Васильевна
Организация развивающей работы в ДОУ по результатам психолого-педагогической диагностики воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ДОУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ КО ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6, 16] дошкольное образование является первым уровнем общего образования.
Публикация «Организация развивающей работы в ДОУ по результатам психолого-педагогической диагностики воспитанников» размещена в разделах
Для успешной адаптации и подготовки воспитанников детского сада ко второй ступени общего образования в детском саду с воспитанниками подготовительной группы проводится развивающая работа по итогам психолого-педагогической диагностики.
Согласно п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, при реализации программы воспитатели
планируют и проводят оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагог-психолог дошкольного учреждения определяет и анализирует уровень психологической (интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной) и социальной готовности дошкольников к обучению в школе.
Для определения возможных факторов риска школьной дезадаптации педагогом-психологом нашего ДОУ проводится поэтапная диагностика особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Первым этапом является скрининговая диагностика по методике ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Иерасика, целью которого является определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки, а также определение в общих чертах интеллектуального развития ребенка. Кроме того, используется методика В. Г. Щур «Лесенка» с целью исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе диагностики проводится углубленное обследование познавательной и эмоционально - волевой сферы у детей данной группы по методикам «Рыбка» (автор В. В. Холмовская, «Составь квадрат» (автор Т. В. Чередникова). Методики направлены на выявление уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.
Методика «Дорисовывание фигур» (автор О. М. Дьяченко) направлена на выявление уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы; методики «Классификация по заданному принципу» (автор Е. Я. Агаева, «Самое непохожее» (автор Л. А. Венгер, «Исключение предметов» направлены на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков. Методики «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия, «Исследование зрительной памяти» направлены на исследование объема и скорости слухоречевого и зрительного запоминания определенного количества стимулов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения; методика Пьерона - Рузера применяется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения.
На основе данных углубленного диагностического обследования воспитанников подготовительной группы педагог – психолог в тесном взаимодействии с воспитателями групп формирует подгруппы детей для проведения развивающее - коррекционных занятий. С учетом индивидуальных особенностей детей определяются формы проведения и содержание занятий.
Основные задачи, решаемые на подгрупповых занятиях: развитие познавательных процессов и графомоторных навыков. В структуру коррекционно-развивающих занятий включаются : интеллектуально - развивающие игры и упражнения (словесные игры, игры с дидактическим материалом для развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия); дыхательно-координационные упражнения (активация работы центральной нервной системы, снятие мышечного напряжения); сенсомоторные упражнения (симметричное рисование обеими руками, игры со шнуровкой, пальчиковая гимнастика); графические диктанты (умение действовать по заданию взрослого).
Кроме того, с детьми планируются разные формы работы : беседы, этюды, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Результатом данной работы является повышение у детей уровня развития высших психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, творческих способностей, произвольности деятельности.
Третий этап диагностики готовности к школе – контрольный. Родители информируются о результатах проведенной развивающее-коррекционной работы и им даются дальнейшие рекомендации по развитию ребенка.
Анализируя итоги развивающей работы с воспитанниками ДОУ по выявленным ранее результатам психолого-педагогической диагностики, мы получаем высокие результаты подготовки воспитанников к дальнейшему школьному обучению.
Литература
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Исследования особенности развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Семаго Н. Я., Семаго М. М. М. 2000.
3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2004. - 64 с.
4. Крюкова С. В., Слободянник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие» - М. : Генезис, 1999 г.
5. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6 – 7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н. Ю Куражева — СПб. : Речь; М. : Речь, 2016.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Издательство «Омега –Л», 2013г. – 134с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.