Папки-передвижки

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Нина Васильева
Основные направления деятельности учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда

Коррекционная работа учителя - логопеда в ДОУ направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

1. Основные цели деятельности учителя – логопеда

• Выявление детей, имеющих речевые нарушения.

• Коррекция речевых нарушений.

• Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.

Публикация «Основные направления деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах

Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

2. Основные направления деятельности учителя – логопеда

• Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.

• Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

• Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

2.1 Коррекционно-развивающая деятельность

Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии, осуществляется на коррекционно – развивающих занятиях. Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

• Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

• Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

• Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

• Коррекция звукопроизношения разными способами;

• Автоматизация звуков в речи;

• Дифференциация звуков в речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве и конструктивный праксис. Ведется работа над развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее входит формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

2.2 Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Музыкальный руководитель помогает в коррекции речевых нарушений путем использования:

• музыкально-ритмических игр;

• упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

• этюдов на развитие выразительности мимики, жеста;

• игр-драматизаций;

• логопедических распевок.

В работе со специалистами учитель-логопед ведет тетради взаимодействия, в которые им заносятся рекомендации и задания по работе с детьми.

2.3. Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.

Особое внимание учитель – логопед уделяет консультативной работе с родителями по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Она осуществляется в форме родительских собраний, индивидуальных, групповых консультаций, бесед, круглых столов, семинаров, открытых занятий. Широко импользуются логопедические стенды для родителей со сменным материалом.

Основными направлениями консультативно– просветительской работы логопеда с родителями являются:

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий).

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

3. Методическая деятельность

Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

• разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

• перспективное планирование;

• изучение и обобщение передового опыта;

• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

• поиск наилучших средств коррекции речи детей;

• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

• самообразование;

• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

4. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

• Проведение контрольных срезов.

• Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

• Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

• Подведение итогов работы за учебный год.

• Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 18:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД