Светлана Чудайкина
Развитие речи детей 3–4 лет средствами пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей.
Выявленные противоречия и особенности детей на экране доказывают важность темы.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Но в младшем дошкольном возрасте мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы, молнии, зашнуровать ботинки и т. д. Именно в этом возрасте развитие речи необходимо начинать с пальчиковых игр. В. М. Бехтерев писал «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».
Публикация «Развитие речи детей 3–4 лет средствами пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом
Мною выделены этапы работы:
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование речевого развития воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по речевому развитию детей раннего возраста). (август - сентябрь)
2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) – (октябрь - май)
3. Итоговый (повторное обследование мелкой моторики и речи воспитаннков, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности) – (май).
На первом этапе после изучения необходимой литературы, подбора соответствующих методик было проведено обследование развития речи и мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста. Диагностика речи проведена по методике Л. В. Красильниковой, которая проводится в виде сюжетной дидактической игры. В результате обследования я получила следующие данные. В основном речевое развитие детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии речи большинства детей, в обращении к взрослому используют слово: дай, отдай, пока, не владеют элементарными навыками общения.
Обследование мелкой моторики проведено по методике Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича, Л. А. Венгера. В результате исследования получила следующие данные. Дети плохо владеют действиями с предметами: не могут снять или нанизать предмет, отсутствуют умения расстегивать или застегивать пуговки. У детей присутствует мышечная напряженность, нарушение общей моторики.
Поэтому для себя я определила следующую цель: Развитие речи детей 3-4 лет посредством пальчиковых игр и разнообразных методов и форм работы по развитию мелкой моторики.
Задачи:
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
Обогащать словарный запас;
Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
Развивать память и связную речь;
Способствовать развитию творческих способностей;
Воспитывать любовь к родному языку.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную, доступную, безопасную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов: Игры своими руками: «Ежик», «Веселая рыбалка», «Игрушки-искалки», «Посади цветочек». Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Игры с пальчиками создают эмоциональное благоприятное общение, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы, то есть при использовании данных игр реализуются все три фактора речевого развития
-Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем очень поможет в овладении навыками письма.
Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, и в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Так, например Игра «Волшебный коврик», в которой дети растегивают и застегивают пуговицы, пользуются молнией, то есть упражняются в предметной деятельности и развивают мелкую моторику рук.
В игре с мозаикой дети закрепляют название цвета и развивают мелкую моторику и упражняются в предметной деятельности.
Важен также массаж рук. На этом же этапе использовались разные предметы для массажа рук: мячики, щетка, карандаши.
- В качестве организационного момента и для разминки пальчиков использую массаж рук
«Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!»
Между ладошками можно катать карандаш или круглую щётку, проговаривая стишок:
- Малыши, малыши! Где у вас карандаши?
По ладошкам их катаем, свои ручки разминаем.
Методами и приемами развития мелкой моторики и активизации речи являются пальчиковые игры с использованием стихов, песенок, народных сказок. Например, «Заходите в гости к нам», «Моя семья», пальчиковый театр «Репка». Такие игры надо повторять постоянно. Чем лучше малыш их усвоит, тем с большим удовольствием он будет их выполнять.
Новинкой в работе стало использование технических средств обучения. Это передвижная интерактивная панель и стол с песком для рисования. Использование технических средств обучения создают эмоциональное благоприятное восхищение и общение детей, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Вовлечение таких технических средств в воспитательно-образовательный процесс с воспитанниками заставляют нас двигаться в ногу со временим.
Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики и речевой активности также способствуют различные виды продуктивной деятельности: рисование кистью, рисование пальцем или ладошкой, лепка, конструирование. Все эти виды используются как на занятиях, так и в режимных моментах, предусмотренных основной образовательной программой.
Повторное обследование развития речи по методике Л. В. Красильниковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи. Также было проведено повторное исследование мелкой моторики по методике Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича, Л. А. Венгера. Результаты обследований представлены на экране. Видна яркая положительная динамика мелкой моторики детей.
Проведя итоговое обследование развития речи и мелкой моторики воспитанников, я получила следующие Результаты работы:
Улучшилась координация движений пальцев и кистей рук;
Обогатился словарный запас;
Улучшилась память и связная речь;
Развились творческие способности воспитанников;
Повысился уровень теоретических знаний и практических умений родителей в отношении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику и речь у детей раннего возраста.
Мои перспективы на будущее
Продолжать работу по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием технических средств обучения.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей