Лучший педагог года

Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации

ирина чурилова
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации
▼ Скачать

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации» размещена в разделах

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Важная задача педагога - помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, способствовать развитию инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности детей (бытовой труд, конструктивно-игровая деятельность, художественная деятельность, игра).

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придаётся обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это важно, потому что поручения повышают чувство ответственности, дают возможность детям, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, привычку к трудовому усилию. В старшей группе воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию, но теперь он помогает, показывает, как проще и лучше выполнить её. Однако ни в коем случае не следует, эту помощь превращать в опеку, объяснять и советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.

Одна из форм по закреплению у детей проявлять самостоятельность и инициативу в самообслуживании - это оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь.

Овладение навыками самообслуживания является очень значимым для сближения детей, позволяет закрепить желание всё делать самим, а также инициативность, деловитость.

Исходя из этого, мы строим свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому создаём условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаём условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываем поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т. д.).

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах проводим развивающие игры, создаём игровые и проблемные ситуации, используем потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно :

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу.

При этом, Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

В своей работе по развитию инициативности в процессе приобщения детей к труду мы используем следующие формы и методы в режимных моментах.

Приобщение детей к подготовке к приему пищи и непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию навыков самообслуживания и закрепляет у детей последовательный алгоритм действий, необходимый так же и в других видах деятельности, способствует развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия.

Труд в уголке природы способствует развитию бережного отношения к природе и потребности ухаживать за растениями.

Систематичное выполнение режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков самообслуживания, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.

Включение каждого ребенка в стабильный режим - основное средство воспитания навыков самообслуживания в группах дошкольного возраста.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

9. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

Публикации по теме:

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольник – это прежде всего деятель, Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт возникающих разнообразных инициатив.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной.

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников Опыт психолого-педагогической социализации дошкольников на примере ФГК ДОУ № 145 В период детства развитие ребенка зависит исключительно.

Психологическая поддержка как необходимое условие социализации ребенка в рамках реализации ФГОС до Реалии современного образования требуют качественно нового подхода к деятельности педагога дошкольного учреждения. Программы подготовки.

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида города Горно - Алтайска» Речь.

Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста .

Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Сафина Ольга Геннадьевна ЧДОУ "Детский сад №124 ОАО "РЖД" г. Екатеринбург Семинар для педагогов Поддержка детской инициативы.

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Эстетическое восприятие природы как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста В данной статье делается попытка раскрыть ценность воспитания у детей дошкольного возраста способности эстетического восприятия природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 13:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации» (включая файлы) размещена пользователем ирина чурилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД