МААМ-картинки

Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ

Юлия Пивоварова
Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ

Юлия Пивоварова

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Публикация «Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ» размещена в разделах

В дошкольном возрасте с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду логопед развивает сенсорное восприятие детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и формирует полноценное восприятие, необходимо для успешного обучения.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Поэтому логопед развивает сенсорные ощущения в процессе совместных игр и упражнений на развитие моторной активности, координации движений, взаимодействия руки и глаза. Проводится массаж лица и рук, игры с предметами и игрушками, пальчиковые игры, двигательные физические упражнения, речевые подвижные игры, упражнения на развитие пространственных представлений (в т. ч. ориентация на листе бумаги).

Так одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Нарушение умственных процессов у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Двигательная функция обеспечивает психофизиологические основы любого действия: видения, слушания, говорения, письма, чтения. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Развитием крупной и мелкой моторики логопед занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.

У детей с ОВЗ наблюдается замедленное развитие двигательной сферы. Движения зачастую неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. При этом целенаправленное воздействие физических упражнений на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.

В школе учитель продолжает осуществлять работу логопеда в процессе урочной и внеурочной деятельности по решению задач сенсорного развития. На уроках по окружающему миру, физической культуры, физкультминутках, рисовании, лепке, аппликации, письма и т. д. решаются следующие задачи:

• релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитие и коррекция базовых чувств: зрение, слуха, обоняния и осязания;

• повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоций;

• фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса к познавательной деятельности;

развитие воображения творческих способностей;

• коррекция психоэмоциональных состояний;

• компенсация сенсорных впечатлений;

• преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере;

• коррекция нарушений высших корковых функций;

• коррекция двигательных нарушений;

• возбуждение интереса к исследовательской деятельности;

развитие крупной и мелкой моторики;

• формирование пространственных представлений;

• расширение кругозора.

Таким образом, школа продолжает формировать базовые ощущения, развивать познавательные процессы и восприятие. Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.

Литература:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., АСТ, 2002.

2. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М. : Айрис Пресс, 2007.

3. Ануфриев А. Ф, Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. : Ось-89, 2003.

4. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. – М. : АРКТИ, 1997.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ
Опубликовано: 10 июля 2020 в 19:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД