Лучший педагог года

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Светлана Егорова
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

После вступления в силу с 1 января 2014 года нового Федерального Государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог», современный педагог, профессионал, способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям развития общества и образования в целом. [1, стр. 2.]

Публикация «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» размещена в разделах

Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированных коррекционных учреждениях, но и к педагогам которые работают в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Все больше педагог сталкиваются не только с проблемой помощи особым детям, но и своевременной выявления на ПМПК детей требующие особого внимания. Основным принципом образовательного процесса в детском саду предусматривается как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».[2,стр. 2]

Перед педагогом стоят следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. [1,стр. 2]

В своей работе мы приведем способы, методы, приемы коррекционной работы, которые необходимо учитывать при организации работы с особыми детьми.

ДОУ работа строится по двум направлениям:

1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей.

2) коррекционно-реабилитационная работа проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели.

Основными принципами коррекционной дошкольной педагогики являются :

- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

В работе с особыми детьми чаще всего используется индивидуально-дифференцированного подхода и личностно – ориентированного подхода, рассмотрим их по подробнее.

Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;

• введения специальных видов помощи, а именно:

• зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

• речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;

• совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,

• введение элементов программированного обучения и т. д.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей:

• индивидуальность,

• самобытность,

• способности,

• потребности.

Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно- ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» - путь в искусство.

Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:

-переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;

-диагностический характер компенсирующего обучения;

-личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;

-повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;

-развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;

-целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

-компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи. [3, стр. 106]

Все перечисленные условия коррекционной работы будут отражаться не только в действиях педагога, но и в нормативных документах, например у воспитателя – это комплексно-тематическое планирование. Если педагог, специалист, воспитатель владеет знаниями по специальной дошкольной педагогике и психологии, то он сможет выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, что будет благотворно сказываться на учебной деятельности воспитанников. Познавательный мотив будет несомненно расти, потому что вся коррекционно-воспитательная работа строится и отталкивается от ученика, от уровней его возможностей и особенностей развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ФГОС ДОУ от от «17» октября 2013 г. № 1155

2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Выпуск 4, «Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду»; Москва; Центр «Школьная книга»2010г

3. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Публикации по теме:

Применение знаний психологии в образовательном процессе Эссе «Применение знаний психологии в образовательном процессе» Психология, как наука о человеке, занимает центральную позицию в любой науке.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад.

Инновационные технологии в общей и специальной педагогике Понятие «инновационные технологии» в общей и специальной педагогике. В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные.

Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук Источники дошкольной педагогики как науки. Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения.

Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР».

Урок математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме «Квадрат» в С (К)ОШ VIII вида Образовательные цели: • Познакомить с геометрической.

Воспитательский час «Умей сказать «Нет!» для воспитанников специальной школы-интерната Тема: «Умей сказать «Нет!»» Цели: развитие ответственного отношения к своему здоровью; формирование навыков уверенного отказа, рассуждения.

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе ЭССЕ на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Сафарбекова Наида Кахримановна. Ребенок, развитие которого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
Опубликовано: 19 июня 2019 в 14:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД