Мария Байгузина
Приобщение дошкольников к балетному творчеству П. И. Чайковского как средство развития предпосылок познавательных УУД
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник становится школьником. У маленького человека начинается новый возрастной этап жизни. Начинается интересная жизнь, насыщенная новыми умениями, увлечениями, новыми обязанностями и ответственностью. Успешность в школе начинается с готовности ребёнка к новому виду деятельности – учебному. Уметь учиться, это значит проявлять самостоятельность и желание в овладении учебными умениями. Хорошо, если учебная деятельность увлекает младших школьников, приносит радость и удовлетворение, Ребёнок становится успешным в обучении,
Публикация «Приобщение дошкольников к балетному творчеству П, И, Чайковского как средство развития предпосылок познавательных УУД» размещена в разделах
В нашем детском саду мы развиваем познавательную деятельность воспитанников и формируем готовность детей к школе.
Современный мир быстро развивается и меняется. Школьные знания через некоторое время устаревают и нуждаются в расширении и углублении, а результаты обучения нужны в виде компетенций, которые человек может применить в различных сферах общественной жизни. Умения человека учиться и развиваться в течение всей своей жизни становятся сегодня всё более востребованными.
В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого воспитанника, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.
Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование предпосылок у дошкольников познавательных учебных действий, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (далее – УУД, разработанной группой авторов (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов).
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Составление исследований педагогов и психологов разрешает выделить основные условия, около каких завязывается и развивается энтузиазм к учению :
Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Единообразный источник и однообразные технологии его преподнесения очень быстро активизируют у детей скуку;
Должно понимание важности передаваемого материала;
Новоизбранный источник вынужден быть связан с тем, что дети усвоили раньше.
Ни чрезвычайно легкий, ни слишком трудный источник не вызывает интереса. Задания, представляемые детям, должны существовать трудными, но посильными.
Демонстрационный и раздаточный источник вынужден существовать ярким и эмоционально окрашенным.
Вырабатывание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, в различных аспектах зависит удачливость организации учебной деятельности детей.
Предпосылками познавательных УУД являются :
Ориентация в пространстве и времени;
Искусство приспособлять правила и пользоваться инструкциями;
Искусство расценивать результат деятельности с помощью взрослого;
Искусство действовать по установленному алгоритму;
На музыкальных занятиях дети знакомятся с произведениями и творчеством известных композиторов, например – П. И. Чайковским.
Чайковский глубоко национальный композитор. «Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением…» – Л. Стоковский.
В историю музыки Чайковский вошёл и как реформатор жанра балета, обнаружив эпоху симфонического балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). При изучении творчества П. И. Чайковского в дошкольном возрасте, должно совершенствовать представления, мастерства и навыки. Слушание музыки: формирование мастерства дошкольников внимательно прислушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко сформулированными стилевыми признаками (песня, танец, марш, и жизненным содержанием.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие воспитанников, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, при создании условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Музыкальная культура дошкольников складывается в процессе активной музыкальной деятельности. Именно это пение, и изящное интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.
Восприятие музыки представляется основным вариантом деятельности, т. к. исполнительство и творчество базируется на ярких мелодических впечатлениях. Чувствовать характер, следить за развитием образа, чувствовать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим способом представляется наглядно-слуховой. Это исполнение музыкального произведения педагогом или прослушивание и просмотр записи. Такой записью может быть фрагмент балета П. И. Чайковского.
Творчество П. И. Чайковского бесконечно многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший практически во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей балеты, «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался обхватить как можно больше жанров музыки.
Следовательно, развитие предпосылок познавательных УУД у дошкольников возможно посредством знакомства с балетным творчеством П. И. Чайковского.