Получи документы

Развитие нравственных представлений детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте

Надежда Стрелкина
Развитие нравственных представлений детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте

Как показывают исследования дети с ЗПР не имеют целостного представления о нравственных категориях («скромность»; «уважение»; «отзывчивость»; «эмпатия») и нормах.

Оценки их суждения часто бывают конкретными и ситуативными. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, имеет эгоистический характер.

Эмоции детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Публикация «Развитие нравственных представлений детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В то же время вопросы нравственного развития дошкольников с ЗПР все еще остаются практически не изученными. Этот факт подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Условия, факторы, закономерности нравственного и морального развития личности были исследованы в работах: Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Л. Кольберга, К. Гиллиган, Э. Хиггинс, С. Г. Якобсон, Е. В. Субботского и др.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. А именно Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И., а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др. - они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Как показало исследование дети с ЗПР знают нормы поведения не хуже их сверстников с нормальным темпом психического развития, однако не способны анализировать или интерпретировать ситуации, или создавать новые связи в предложенных ситуациях. Данные проблемы четко прослеживаются в свободной игровой деятельности, где дети с нормальным темпом психического развития могли, играя менять ход игры и ее сюжет, при этом в течении всей игровой ситуации используя предметы заменители. Что совершенно не имело место у их сверстников с задержкой психического развития. Стереотипии и шаблонность мышления ограничивали действия и последовательность игровых ситуаций, тем не менее действия по образцу не вызывало сложностей, если не требовались четкие манипуляции и соблюдение правил сюжета игры.

У детей с ЗПР не достаточно развито мышление, поэтому они не могут предложить выход их ситуации, устраивающий обе стороны конфликта, они больше предпочитают уступить. В то время как их ровесники в достаточной мере в силу своего возраста и жизненного опыта, способны оспаривать чужое мнение, аргументировать свои действия и находить компромисс.

В результате проведенной диагностики исследования был создан цикл коррекционных занятий. Который создавался с соответствующими требованиями и возможностями детей, учитывалась индивидуальность каждого ребенка. В течении всего цикла велась коррекционная работа по созданию условий для приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Для доступности и понимания детей были использованы средства и методы артпедагогики, а конкретно: сказка, рассказ и стихотворение, как художественное произведение. Однако в процессе занятий выявились некоторые сложности в восприятия таких качеств и понятий, как ненависть, щедрость, скупость, сложности вызвало проявление толерантности у детей в некоторых ситуациях, где требовалось действовать сообща или же проявлять инициативу. Особенно хорошо дети шли на контакт и проявляли инициативу, когда в занятии принимал участие гость, такой как фея, и когда был сюрпризный момент в виде письма или записки. Во время тематических бесед вызвали некоторые затруднения в проявлении и описании своих мыслей и чувств.

Повторная диагностика показала следующие результаты: у детей с задержкой прослеживается положительная динамика и развитие таких чувств, как доброта, честность и трудолюбие. Однако это не означает, что у детей фактически развиты эти качества. Доброта, как и в первичном эксперименте, находится на среднем уровне. Можно предположить, что именно честность и трудолюбие получили результирующие значения, т. к. у детей с ЗПР не достаточно развито чувство дистанции, поэтому они склонны выражать свои мысли в отношении любых ситуаций и людей достаточно честно. В то время сверстники с нормальным темпом способны обратиться к тому же взрослому соблюдая регламент общения.

В повторно проигранной игровой ситуации «покупки в супермаркете» дети были достаточно вежливы друг с другом и проявляли положительные качества, используя предложенные варианты возможных фраз, что опять же указывает на неумение неординарно мыслить, не используя шаблоны, проявлять инициативу, имели место стереотипии. Дети дублировали слова и действия, ранее проигранные своими товарищами. Динамика и последовательность развития игры не равномерна и осталась на исходном уровне развития, что характерно для неравномерного развития детей с задержкой.

Все дети группы понимают нравственные нормы, однако у 2 детей поведение не соответствовало нравственным нормам, т. е. у детей есть понятия и представления о том, как нужно себя вести и что говорить в определенных ситуациях, но, когда дети оказывались в практической ситуации, теоретические знания не соответствовали практическим. Например, после занятия беседы по теме «Волшебные слова» все дети знали, что нужно здороваться с воспитателем или няней, говорить спасибо за услугу и т. д., а когда занятие закончилось и пришло время обеда, няня пригласила детей за стол; после того, как дети поели, двое из них не сказали спасибо няне. Или в следующей ситуации, когда приходил сменный воспитатель, дети забывали поздороваться с педагогом. Таким образом можно предположить, что у детей не сформирован поведенческий компонент, что явно выражено во время свободной от занятий деятельности детей. У детей с нормальным темпом психического развития подобные ситуации характерны для более младшего возраста, когда у детей еще только начинает формироваться произвольность. У детей с зпр иметься рассогласованность между вербальным и реальным поведением.

Представления детей с зпр о понятиях расширились, ответы стали более развернутые, сложные. Однако почти все дети затруднялись дать определение таким понятиям, как «ненависть и враждебность», им было сложно дать описание данным понятиям. Такое понятие, как дружба, было описано группой детей примерно одинаково, а конкретно: «дружба- это когда дружат…» Более развернуто дети дали описание таким понятиям, как добро и зло; скорее всего это связано с тем, что это более простые и часто встречаемые понятия в жизненном опыте детей. Если сравнивать две таблицы по данной диагностике, то можно сделать следующее заключение: у детей данной группы есть динамика в развитии речи и мышления.

Дети уже более развернуто отвечают на вопросы, ответов по типу односложного «не знаю» почти нет. Однако некоторые понятия вызвали длительную паузу перед ответом, или же дети вообще не смогли пояснить «почему»; это связано с тем, что вопрос почему является вопросом описательно аналитическим пояснительного характера, а у детей данной группы есть проблемы в развитии словесно логического мышления и воображения. Часть вопросов вызвало не понимание, а конкретно: лживый, щедрый, справедливый/ несправедливый.

Двое из шести детей отвечали на заданный вопрос с данными качествами (не знаю или не понятно). Можно предположить, что это связано с тем, что такого рода понятия встречались не так часто в жизненном опыте детей, поэтому детям было сложно ответить на вопросы и понять данные качества. После пояснения качеств некоторые дети смогли дать ответ.

Уровень баллов у детей стал немного выше, чем был первоначально, однако он не превысил среднего уровня. Дети смогли дать ответы по сюжетным картинка, и некоторые из детей смогли пояснить свои ответы, но тем не менее, анализируя ответы, можно предположить, что у детей вызвало сложность в анализе и интерпретации ситуации без дополнительных разъяснений. Например, на картинку, где дети не могут поделись, кто будет играть с конем, ребенок сказал: «Они его ломают, хулиганы». Нет объективной оценки ситуации. Сложность в объяснении межличностный отношений так же прослеживается в неспособности верно трактовать предложенную ситуацию. После того, как ребенку сказали, что дети не могут поделить игрушку, он ответил: «Ну, надо по очереди играть, и все, зачем ломать-то». Что опять же таки сказывается на незрелости словесно-логического мышления и поведенческого компонента у детей. У сверстников данного возраста не возникло трудностей в разграничении и формулировании ответов на сюжетные картинки.

Заключение:

Исходя из данных, можно сделать следующий вывод: у детей с ЗПР есть неустойчивая динамика в понимании и применении нравственных качеств в реальной ситуации.

Применяемые в коррекционной работе средства и методы артпедагогики помогли детям понять такие сложные понятия и качества личности, как скупость, честность, трудолюбие, дружба, зло.

Применяя практический и наглядный метод, дети получали более развернутую картину о тех или иных представлениях нравственных качеств, а художественно-словесные средства по детской художественной литературе и произведениям погружали ребенка в ситуацию успеха или неудачи героя, показывая невоспитанность антигероя, подвергая его действия и мысли сомнению детей. Благодаря широкому подбору предложенных произведений у детей возникла потребность красочней выражать свои мысли, оспаривать мнение или находить компромисс словесной формы. Каждый ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример — такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен нравственно позитивный характер героя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области Художественно – эстетическое развитие есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе» Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Однако это не означает что ответственность за нравственное воспитание и соблюдение норм ребенком ложиться полностью на дошкольное или любое другое образовательное учреждение.

Что для каждого из нас есть НОРМА? Если не брать в учет нормативные и правовые документы. Рассмотрим отдельную семью, как ячейку общества, в одной семье нормой считается использование не нормативной лексики в воспитательной речи для ребенка. В другой семье не допустимо класть локти на стол во время обеда. Как было однажды сказано «Ребенок – это отражение родителя.» И колоссальный труд который вкладывают педагоги в воспитание детей, конечно важен, но не является аксиомой если нет совместной работы с родителями. Какой бы ни был ребенок с нормальным темпом психического развития или с задержкой, прежде всего эталоном нравственного развития и нормы для каждого из детей его родной и близкий родитель, будь то мама или папа. А в отношении детей с зпр нужно быть особенно осмотрительным родителем т. к. это ведомые, склонные к подражанию дети.

Таким образом процесс развития нравственных представлений будет проходить успешно если организовать комплексность подхода и непрерывности работы с семьей, содержащей единые требования к воспитанию ребенка.

Стрелкина Надежда Сергеевна

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственных представлений детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 января 2021 в 00:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД