Лучший педагог года

Развитие познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности — квест

Марина Волошина
Развитие познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности — квест

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

Статья

Подготовил: Старший воспитатель Волошина М. А.

Развитие познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности – квест.

«Квест – игра, как форма обучения детей в детском саду»

Пояснительная записка

Что такое квест, особенности проведения с детьми в детском саду.

Публикация «Развитие познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности — квест» размещена в разделах

Сейчас в современном мире появился новый тип игры-КВЕСТ, очень интересный и познавательный. А что-же такое «Квест»?

Понятие «Квест» происходит от английского слова «quest», то есть поиск. Можно вспомнить также английское «question»-вопрос.

Форма организации образовательной деятельности квест-игра - современная игровая технология, такая игра, в которой согласно правилам участники находят и выполняют ряд заданий. Данная игра включает ряд заданий, выполнение которых приводит детей к достижению поставленной, в начале игры, цели. Преодоление детьми препятствий, представленных в виде заданий по различным видам деятельности, создает ситуацию успеха, которая в свою очередь мотивирует познавательную активность у детей на пути к достижению поставленной познавательной, мотивационной цели.

Цель игры: получить максимальное количество заданий, отыскать в них подсказки, пройти все препятствия, найти развязку и заслужить приз. Лучше предварительно продумать сценарий, подготовить реквизит, вовлечь всех в сюжетно – дидактическую игру.

В каждом квесте должна быть цель. Причём поставить цель нужно в начале игры, иначе у ребят не сложится мотивация для достижения цели. Приз в игре – это условие обязательное! А все задания участники должны выполнять строго по правилам, их озвучивают перед началом игры и в определённой последовательности.

Все задания «записываются» на отдельных листочках и прячутся в определённых тайниках, так называемых «Станциях». Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере, совсем простом. На организационный момент отводится 5-8 минут, включает вопросы к детям, эмоциональный тренинг, для правильного настроя детей.

Актуальность темы

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка отводится игре, основному виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности ребёнка. Игра, самостоятельная деятельность, в которой дети, впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Теоретическое обоснование

Проблема саморазвития и развития ребенка дошкольного возраста представлена в ряде работ отечественных психологов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, М. И. Лисина, которые выделяют два типа детской активности:

- собственная активность, обусловленная внутренним состоянием ребенка, его мотивами и взаимодействием с взрослым;

- активность, стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка.

Автор Дыбина О. В. в своих методических материалах об организации с детьми поисковой деятельности так описывает детскую активность, которую организует и стимулирует взрослый, например, как воспитатель показывает и рассказывает, что и как необходимо делать, само действие или понятие формируется у ребенка в соответствии с заранее заданными параметрами, весь процесс познания происходит более успешно, и является достоянием самого ребенка. [1]

Многолетние исследования детских видов деятельности, подтверждают, что экспериментирование является процессом саморазвития ребенка. Форма организации детской деятельности «квест – игра» это своеобразный стимул интереса ребенка, его познавательной активности, следовательно, путь к саморазвитию.

Например, дети совместно с воспитателем, с помощью настольной лампы и двух комнатных термометров, представляя, что лампа это солнце, определяют, где температура будет выше, дальше от источника света или ближе. В результате эксперимента, дети делают вывод: чем дальше от лампы, тем температура ниже. Вывод: чем дальше планета от солнца, тем ниже на ней температура, тем на ней холоднее. [2]

Савенков А. И. в своих научных размышлениях о том, как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания, отмечает важность того, что поисковая активность человека может быть направлена на разрешение проблемной ситуации. [3]

Далее автор приводит научные доводы прямой зависимости исследовательской активности ребенка и развития его способностей, следовательно, и общего его развития (умственного, психического и физического, о важности не упустить возможности развития на раннем возрастном этапе, что в будущем может быть восполнено, но уже с существенными потерями. [3]

Примерный план проведения с детьми квеста ко дню космонавтики.

Тема: «Космическое путешествие».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитее», «Речевое развитее», «Физическое развитее».

Тип: Интегрированный.

Виды детской деятельности : игровая, экспериментальная, коммуникативная, продуктивная, речевая деятельность.

Форма организации образовательной деятельности : командная игра.

Цель: Развитее познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности – квест.

Задачи:

• Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть и другие планеты;

• Расширить знания детей о космосе (солнечной системе, созвездиях);

Активизировать словарный запас по теме: названия планет, звёзд, созвездий, космического транспорта;

Развивать воображение, фантазию и творческую активность;

• Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, творчества, создание праздничного настроения;

• Повышение познавательной, игровой, творческой активности, развитие разнообразных психических процессов, обогащение и расширение кругозора детей посредством интеграции в ходе подготовке и проведения праздника практически всех образовательных областей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, игры, выставки творческих работ детей на тему «Космос».

Материалы и оборудование: четыре помещения детского сада преобразуются в «космодромы» и «лаборатория».

Карточки с изображением планет солнечной системы, конверт с заданиями, экран, ноутбук, видеопроектор, маршрутные листы команд, карта с изображением звездного неба, магнитная доска, 13 букв для выкладывания финального слова, изображения различных технических и транспортных средств: Ракета, космическая станция, иллюминатор, телескоп, космодром.

Приветствие: Дети стоят по кругу

Эмоциональный тренинг на формирование дружеских взаимоотношений.

Воспитатель: Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа).

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку слева).

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнё мся и скажем: «Привет!»

«Какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране»?

Ответы детей : (День космонавтики).

Воспитатель читает стихотворение С. Михалков «Астронавт»

«К далёким планетам

Пути пролегли-

По трассам Вселенной

Летят корабли.

По трассам Вселенной

Ведут корабли

Отважные люди земли.

-Кто это отважные люди»?

Ответ детей :

«Это космонавты».

Воспитатель: «Правильно».

Воспитатель: «Ребята, я люблю путешествовать и сегодня вас хочу пригласить в увлекательное путешествие. Сейчас я всем вам раздам должности или наименование предметов: командир корабля, первый помощник, бортовой компьютер. Дальше мы с вами утвердим маршрут. Но, у бортового компьютера вирусная программа уничтожила все файлы с буквами. И наша задача с вами найти буквы и помочь компьютеру в дальнейшей работе. Нам с вами предстоит выполнить много интересных и увлекательных заданий».

Первое задание: «Мы – конструкторы ракет»

Тема: конструирование ракеты из бросового материала

(развитие мышления и творческого воображения)

Воспитатель: «Мы с вами будем конструкторами и строителями. Разделитесь на две группы, одна группа работает за первым столом, другая за вторым, из материала на столах вы должны построить ракету».

В группу входит космонавт с конвертом и читает первое задание.

Задание: «Дети из материала, вы каждый, должен построить свою ракету, после выполнения этого задания вы получите первую букву для восстановления файла».

Дети строят ракеты из бросового материала: пластмассовые бутылки, обертка, прорези для соединения деталей выполняет воспитатель.

За выполнение первого задания получают первую букву «П».

Второе задание: «Облетим галактику»

Воспитатель: «Для выполнения следующего задания, нам необходимо переместиться в другое помещение (музыкальный зал)».

Дети переходят вместе с воспитателем в музыкальный зал, где видят следующий конверт с заданием.

Воспитатель: «Дети, нам необходимо с вами выполнить следующее задание найти спрятанные восемь карточек с изображением планет солнечной системы. Разложить найденные планеты в порядке удаления от Солнца».

На проекторе, после выполнения задания, появляется изображение солнечной системы.

Дети выполняют задание и получают следующую букву – отгадку «Р».

Третье задание: «Долетим до звёзд»

Дети вместе с воспитателем переходят в младшую группу.

Воспитатель: «Ребята мы построили с вами ракеты, узнали всё о солнечной системе, а теперь представим, что мы «Отправимся в космос».

Игра: «Лабиринт».

Описание игры: «Капитану космического корабля мы завяжем глаза и запустим в лабиринт, который выложен на полу верёвками. Вся остальная команда должна провести капитана по всему лабиринту так, чтобы он не вышел за пределы. Любой заступ за линию и проходить лабиринт придётся с самого начала. Проводя его по лабиринту, каждый участник команды может произносить только одно слово и только в свою очередь, примерно так: «Иди один шаг вперёд», «Два на право», «Три налево», «Стой», все дети должны пройти по лабиринту».

В конце игры дети получают следующую букву «И».

Четвё ртое задание: «Космические загадки».

После каждой отгаданной загадки дети получают нужную букву.

1. «Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост и поднимается до звёзд» (ракета). Дети получают букву-В.

2. «Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт, а огромную ракету. Дети, кто скажите, это?» (космонавт). Дети получают букву «Е».

3. «Есть специальная труба, в ней вселенная видна, видят звёзд калейдоскоп астрономы в…» (телескоп). Дети получают букву «Т».

4. «Место откуда запускаются космические ракеты (космодром). Дети получают букву «З».

5. «Круглое застеклённое окно в космическом корабле (иллюминатор). Дети получают букву «Е».

6. «Телескопом сотни лет изучает жизнь планет. Нам расскажет обо все умный дядя…» (астроном). Дети получают букву «М».

Воспитатель: «Дети, давайте пройдём в специальный спортивный зал, где космонавты готовятся к полётам. И мы с вами попробуем выполнить несколько космических упражнений».

Подвижная игра «Ракетодром».

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Победитель получает букву «Л».

Эстафета: «Космический туннель».

Задание: пролезть в туннель, взять звёздочку, вернуться обратно через туннель, передать эстафету.

Дети получают букву «Я».

Воспитатель: «Дети, а теперь мы с вами отправляемся в «космическую лабораторию», где мы сможем наблюдать несколько межгалактических опытов».

Дети вместе с воспитателем переходят в методический кабинет, переоборудованный в лабораторию.

В лаборатории детям показывают опыты. За помощь - ответы на вопросы дети получают буквы «Н», «Е».

Опыт№1 «Дневные звезды».

Цель: показать, что звёзды светят постоянно.

Оборудование: Дырокол, картонка, размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Процесс: Пробейте дыроколом картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещённой комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую - фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Итоги: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Обобщение совместно с детьми: в освящённой комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо о того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начинает выделяться на более тёмном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунной ночи и подальше от городских огней.

Опыт№2 «Солнечная система»

Цель: объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, девять шариков. Представьте, что желтая - палочка Солнца, а девять шариков на ниточках планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если её остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?.

-Солнцу помогает вечное движение.

-Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система исчезнет и не будет действовать это вечное движение.

Воспитатель: «Дети вам понравилось в космической лаборатории.

Ответы детей : «Да»!

«А теперь мы возвращаемся на свой космодром в свою группу».

В группе последнее задание: «Секретное послание из космоса».

Воспитатель: «Дети мы с вами сегодня узнали много нового и интересного, выполняли разные трудные задания и получили буквы, но это необычные буквы это послание из космоса. Наш бортовой компьютер сломался и нам придется самим сложить буквы в нужном порядке и узнать, что нам передали, если мы справимся с задание, наш бортовой компьютер снова будет работать, и мы сможем общаться с жителями других планет».

Дети собирают «послание – буквы» и получается фраза: «ПРИВЕТ ЗЕМЛЯНЕ!»

Завершить КВЕСТ можно, и нужно ярким общим действием.

Воспитатель предлагает детям написать на большом воздушном шаре ответ космическим жителям, свои пожелания и вместе, на прогулке отправить шар в воздух, как ракету.

Воспитатель в конце игры: «Ребята я поздравляю вас с успешным окончанием миссии. Каждому из вас присваивается звание героя космоса, вы награждаетесь почетными медалями «Юный космонавт»!

спользуемая литература:

1. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска» «ТЦ Сфера» 2005, (стр. 6-8).

2. Дыбина О. В, Рахманова Н. П, Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» «ТЦ Сфера» 2005, (стр. 166).

3. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания», 2-е издание дополненное, переработанное, Москва,2017 (стр. 15-16).

4. Соколова А. Г. Игровая программа «Полет в космос» - Газета «Педсовет» № 1, 2000г (стр. 14-15).

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Итак, как и большинство слов русского языка, "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если.

Консультация для воспитателей «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности» Консультация для воспитателей: «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности" Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря.

Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом. Цели и задачи:.

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №32» «Развитие познавательного интереса детей дошкольного.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Березка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №3.

Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина» Борис Павлович Никитин (21 января 1916 — 30 января 1999) — советский и российский педагог-новатор. Родился.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса детей к космосу, через современную форму игровой деятельности — квест
Опубликовано: 29 июня 2019 в 18:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД