Получи документы

Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина»

Милена Беспалова
Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина»
▼ Скачать + Заказать документы

Борис Павлович Никитин (21 января 1916 — 30 января 1999) — советский и российский педагог-новатор.

Родился на Северном Кавказе. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу. В 1958 организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. Вырастили 7 детей.

Борис Павлович Никитин известен у нас в стране и за рубежом как автор книг по воспитанию, которые были переведены на 14 языков, особой популярностью пользовались в Японии, Зап. Германии и в Штатах.

Публикация «Выступление для семинара „Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П, П, Никитина“» размещена в разделах

Как известно, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего и опыт Никитиных доказывает : родители должны постараться окружить детей такой средой, которая бы стимулировала творческую деятельность и развивали бы их.

Именно игры Никитина, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Игры учат детей получать радость от умственной деятельности.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью

кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи

предлагаются малышу в различной форме (модели, плоского рисунка,

рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции) и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

Знакомство с развивающими играми Никитиных позволяют решить ряд задач:

1. развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к

разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. формировать и развивать простейшие логические структуры мышления

и математические представления;

3. развивать стремление к творческому процессу познания.

Б. П. Никитин предлагает интересные развивающие игры, которые можно использовать при работе с детьми.

1 - Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал, прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

2 - Развивающая игра Никитина "Сложи квадрат". Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т. д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Благодаря пособию, дети постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы.

В процессе игры воспитанники знакомятся с

сенсорными эталонами цвета и формы, соотнесением целого и части, учатся разбирать сложные задания на несколько простых, создавая алгоритм игры.

Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества

частей квадрата.

1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;

2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;

3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

Первая задача для ребенка – разложить кусочки квадратов на кучки по

цветам. У детей развивается внимательность и цветовое восприятие,

происходит развитие цветоощущения.

Вторая задача – сложить из каждой кучки квадрат по образцу. В этом случае развивается логика и сообразительность, понимание

взаиморасположения частей целого квадрата. Ребенок должен понять, что собирать надо квадрат из частей одного цвета. Чтобы собрать квадрат надо эти части состыковать между собой правильно, то есть покрутить-повертеть, выбрать вариант из множества возможных.

Начинать надо с несложных квадратов, разделенных на две части. После освоения простых примеров переходить к более сложным задачам.

Игра дает возможность реализовывать новые игровые задачи:

- складывание квадратов из перемешанных деталей сразу деталей;

- складывание на время;

- складывание без образца и пр.

В процессе игры дети выполняют несколько видов работ различных по содержанию и степени сложности.

Основная рекомендация – ребенок сам должен собрать квадрат, без помощи взрослого. Задача воспитателя – заинтересовать ребенка результатом, мотивировать его.

Не надо показывать ребенку, как собрать квадрат. Он может запомнить

это зрительно и собирать квадрат, не включая логическое соображение.

Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться самостоятельно.

Это игра интересна и вариативна, ее можно усложнять и придумывать свои задания.

Изучив методику можно изготовить игру самостоятельно (квадраты 12*12 см из фетра, кожи, картона и др. материалов)

Пособия и карточки существуют в продаже, предназначенные для работы с детьми.

3 - Описание игры Б. Никитина «Сложи узор». Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Как изготовить игру? Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой.

Необходимо учитывать порядок окраски:

передняя грань – белая,

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет.

4 - Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

5 -Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т. д.

6 -Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т. д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

7 - Дроби. Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость игр, они становятся любимыми для многих ребят. Т. обр. данные игра, как никогда актуальны для развития познавательных интересов детей, т. к. дети много время проводят не с игрушками, а с техническими гаджетами и представлены сами себе.

Библиография

Никитин Б. П. «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976.

Никитин Б. П. Развивающие игры. — М. : Педагогика, 1981.

Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — 1983.

Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М. : Просвещение, 1990.

Никитины Б. П. и Л. А. Наши уроки, СПб., 1992, 30 000 экз.

Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994, тираж 32 000 экз. ; изд. 5-е испр. 1998, тираж 10 000 экз. ; изд. 5-е испр. 2000, тираж 10 000 экз. ; изд. 5-е испр. доп. 2003, тираж 3 000 экз. ; изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением, Световид, 2009.

Публикации по теме:

«Развитие познавательного интереса у дошкольников» Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше.

Влияние игры на развитие речи старших дошкольников (выступление на педагогическом совете) Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры» Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей через развивающие игры с блоками Дьенеша» Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность» Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность».

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Березка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №3.

Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи Мы живём в стремительно меняющемся мире, в.

Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 17:52
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина»» (включая файлы) размещена пользователем Милена Беспалова (УИ 220822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД