Папки-передвижки

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность»

Юлия Тарасова
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность»

Обоснование выбора темы.

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность». С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Использование проектной деятельности способствует: активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие познавательного интереса через проектную деятельность“» размещена в разделах

Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.

Работая по программе, разработанной с учетом ФГОС на основе основной образовательной программы МБДОУ детский сад №1 «Родничок», решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий;

- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности столкнулась со следующими противоречиями:

• несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

• между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моего самообразования: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Определившись с темой, поставила перед собой цель: Освоение технологии, метода проектов, как формы организации единого образовательного пространства с детьми среднего дошкольного возраста.

Для достижения цели определила следующие задачи:

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности;

• Использование метода проектов на практике;

• Обобщение личного опыта об эффективности проектного метода в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Мною были разработаны четыре проекта для детей среднее группы «Дикие и домашние животные», «Загадочный мир космоса», «Огород на окне», «Лето». Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, а также план взаимодействия с родителями воспитанников, разработаны конспекты НОД, экскурсии, проведены беседы и наблюдения, оформлены выставки рисунков.

Проект: «Домашние и дикие животные». Проводился в период с 01.10.17 по 31.10.16. Проект краткосрочный, познавательно–творческий, групповой. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о домашних и диких животных.

Мероприятия по реализации проекта:

Беседы, составление рассказов по теме проекта.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.

Рисование, лепка домашних и диких животных.

Конструирование фермы и зоопарка из конструктора.

Сюжетно-ролевые игры: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лохматый пес», «Медведь», игровое упражнение «Мама и детёныш», «Лошадки», «Котята и щенята», «Зайцы и волк».

Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних животных», «Чей малыш?», «Животный мир», «Животные и их детёныши», «Кто, чем питается»,«Четвёртый– лишний», «Животное домашнее или дикое»,

«Трафареты животных».

Просмотр презентаций о животных.

Просмотр мультфильмов о животных.

Результаты проекта: дети узнали о том, что животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать; что местом обитания животных могут быть вода и суша; все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу,что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления; что всё в живой природе взаимосвязано

Научились группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру; использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.

Продуктом проекта стал лэтбук «Дикие домашние животные».

Проект «Загадочный мир космоса».

Проводился в период с 09.04.18 по 30.05.18.

Проект творческий, групповой, познавательный, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Мероприятия по реализации проекта:

Беседы, составление рассказов по теме проекта.

Чтение художественной литературы и энциклопедической литературы о космонавтах и космических полетах по теме проекта.

Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок

Подвижные игры:«Космонавты», «Полет на ракете». «Звёздные ловушки», «Невесомость», «Быстрые и меткие космонавты».

Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

Просмотр фото – презентации «Полёт Ю. Гагарина в космос».

Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка». «Незнайка на луне».

Сюжетно-ролевая игра «Готовимся в космонавты»; «Полёт в космос». «Больница для космонавтов».

Рисование, аппликация, лепка, конструирование.

Дидактические и настольные игр : «Подбери скафандр по размеру»,«Что на картинке?», «Сложи из геометрических фигур ракету».

Разучивание стихотворения Аркадий Хайт «По порядку все планеты».

Пальчиковая гимнастика: «На Луне жил звездочёт», «В космосе», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», «Луноход».

Результаты проекта : Сформированы представления о космосе, планетах, летательных аппаратах, космонавтах; реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности; вовлечены родители к проектной деятельности.

Продуктом проекта стало изготовление книги Загадочный мир космоса".

Проект "ОГОРОД НА ОКНЕ".

Проводился в период 01.04.18 по 01.06.18.

Проект творческий, групповой, познавательно исследовательский, среднесрочный. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Мероприятия по реализации проекта:

Беседы, составление рассказов по теме проекта.

Чтение художественной литературы, сказок по теме проекта.

Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.

Рисование «Наши растения», лепка, аппликация «Овощи на тарелке».

Сюжетно-ролевая игра:«Овощной магазин»,

«Гуси –Лебеди», «Котята и щенята», «Солнечный зайчик», «Беги к тому, что я назову».

Подвижные игры:«Гуси –Лебеди», «Котята и щенята», «Солнечный зайчик», «Беги к тому, что я назову».

Дидактические игры:«Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Из какого семени плод?», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры:«В сад за сливами», «На водопой», «Божья коровка», «Апельсин», «Пчёлки».

Рассматривание семян через лупу, сравнение их по цвету, форме, посадка семян.

Опыт «Зачем нужна земля?». Опыт - наблюдение за ростом и всходами растений.

В результате деятельности над проектам, дети получили определённые знания, у них развился познавательный интерес. Сформированы представления детей о растениях их способе выращивания, научились ухаживать за ними в комнатных условиях. Выяснили, что нужно растениям для роста и развития.

Родители приняли участие в осуществлении проектов.

Продукт проектной деятельности:

Вырастить свой огород на окне.

Проект «Лето».

Проекта творческий,групповой,познавательный-творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети средней группы «Золотая рыбка», педагоги, родители. План проведения проекта 04.06.2018 по 31.08.2018.

Цель: Расширить, систематизировать представления детей о лете, закрепить и расширить знания об окружающем мире;

Мероприятия по реализации проекта:

Беседы, составление рассказов по теме проекта.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок, разучивание потешек, считалок.

Рисование, лепка, аппликация.

Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

Подвижные игры на улице. «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Хоровод», «Карусель», «Медведь и пчелки», «На полянке», «Бабочки», «Лето», «Муравьи и дождик»,Кошки-мышки».

Пальчиковые игры : «Утята», «Апельсин», «Игрушки», «Петушок», «Машины», «Праздник».

Сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемые результаты: Сформировать представления о лете как о времени года; реализовать потребности детей в продуктивных видах деятельности; вовлечь родители к проектной деятельности.

Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Публикации по теме:

Развитие познавательных интересов и потребностей детей с ОВЗ через проектную деятельность .

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Презентация на родительское собрание «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Развитие познавательного интереса дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов.

Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до» Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО. Одно из направлений моей.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросовРазвитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: - «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.

Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка через игровую деятельность» Педагогический совет на тему: «Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка через игровую деятельность.

Развитие дошкольника через проектную деятельность .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 09:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД