Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Статья: Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Сикачева Елена Викторовна

Актуальность речевого развития детей раннего возраста определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина) развитие речи выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми» размещена в разделах

Период раннего возраста является наиболее продуктивным и важным возрастным этапом речевого развития, в течение которого ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарный запас активно увеличивается.

В научных исследованиях Е. А Янушко [6] указывается, что развитие речи связано с развитием мышления ребенка. В первые годы жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. К двухлетнему возрасту линии развития мышления и речи как бы встречаются друг с другом и совпадают. Становясь средством мышления, речь дает начало вербальному или речевому мышлению.

Леонтьев А. Н. трактует «речь» следующим образом – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка [3]. Понятие «развитие речи» подразумевает процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей [11].

Леонтьев А. Н. [3] раскрыл психологическую природу речи и отмечал ее центральное место в процессе психического развития. Также автор указывал на полифункциональность речи, т. е. ей присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функции. Процесс развития речи, по словам А. Н. Леонтьева, – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [10, с. 64].

Предметом изучения А. Н. Гвоздева [2] являлся онтогенез детской речи. Основной авторский замысел заключался в том, чтобы через процессы овладения речью и языком в раннем возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, А. Н. Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.

Общеизвестно, что наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка [4].

Существуют различные определения понятия «общения», прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему.

Лисина М. И. характеризует общение как процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4, с. 15].

Речь детей раннего возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, психофизическими особенностями детей, предметно-практической деятельностью, спецификой пространства общения.

Исследования М. И. Лисиной показывают, что характер общения ребенка изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие различных форм общения способствует открытию перед ребенком новых возможностей усвоения от взрослых знаний и умений, что имеет важное значение для развития его психики и формирования личностных качеств [4].

В научных исследованиях Е. А. Аркина доказано, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания ребенком окружающего мира. Автор прослеживает динамику словарного запаса и грамматического строя речи; обосновывая психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывая взаимосвязь развития речи и мышления [1].

Аркин Е. А. справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач [1].

Речевое развитие ребенка происходит постепенно. В возрасте до 2 лет этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, переставляет, воспринимая то, что сильнее воспринимается на слух и легче произносится. В три-четыре года речь ребенка имеет некоторые особенности, связанные с психофизиологическими факторами. В целом, к этому возрасту речь почти сформирована.

Недостаток общения в раннем возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов со взрослыми, к нарушениям функций речи, к трудностям установления взаимоотношений с окружающими.

Янушко Е. А. [6] указывает, что важной функцией речи является коммуникативная, ведь речь – это прежде всего средство общения : высказывания и понимания. Общение требует адекватной системы средств. Такой системой и является речь. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку. Именно поэтому развитие речи ребенка раннего возраста невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно, но при этом ненавязчиво, обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет.

Речь также выполняет функцию контроля. В данном контексте на первый план выступает способность ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При выполнении речевой инструкции действия ребенка отличаются от непроизвольных движений: в основе действий лежат не врожденные потребности и не требования непосредственной ситуации. Выполнение словесной инструкции взрослого помогает ребенку овладеть своим поведением с помощью речевых знаков. То, что ребенок может выполнить по словесной инструкции взрослого сегодня, завтра он сможет выполнить в ответ на свой приказ, сформулированный в собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребенка.

Все вышесказанное возможно благодаря тому, что ребенок осваивает грамматический строй речи, позволяющий связывать между собой отдельные слова и выражать словами отношения предметов. В раннем возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым.

Лисина М. И. выделяет несколько форм общения ребенка со взрослым. Первая такая форма была названа ситуативно-личностной (от одного до шести месяцев жизни) [4, с. 11].

Данная форма общения характеризуется потребностью во внимании и доброжелательности взрослого, и в первую очередь, личностными мотивами и экспрессивно-мимическими средствами общения.

В периоде после 6 месяцев малышу становится недостаточно внимания взрослого. Ребенок начинает привлекать не только взрослый, но и предметы, которые с ним связаны, что объясняется формированием новой формы общения ребенка со взрослым - ситуативно-деловой (до трех лет) – и связанной с ней потребностью в деловом сотрудничестве. Данная форма общения характеризуется тем, что ребенок обращает внимание на взрослого не только потому, что он доброжелательный, но и в большей степени потому, что у взрослого имеются различные предметы и он владеет ими. Таким образом, при данной форме общения на первый план выходят «деловые» качества взрослого и деловые мотивы общения.

На данном возрастном этапе происходит обогащение средств общения, т. к. ребенок самостоятельно передвигается, действует с предметами, может принимать различные позы. Следовательно, это приводит к тому, что экспрессивно-мимические средства общения активно обогащаются предметно-действенными – в раннем возрасте ребенок использует невербальные средства общения (жесты, мимику, позы).

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым. Вышеуказанные формы общения были ситуативными, т. к. в их содержании присутствует определённая ситуация. Развитие следующим форм общения не ограничено ситуативными рамками, а продолжается за ее пределами. В содержании общения ребенка со взрослым могут быть конкретные предметы и явления, которые нельзя ощутить во время взаимодействия (например, прошедший дождь.). Предметом общения также могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания.

В возрасте от 6 месяцев до 3 лет появляется ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая отличается от первой генетической формы общения.

Общение со взрослыми входит в предметно-манипулятивную деятельность, являющуюся ведущей. Главную роль здесь играет деловой мотив общения, что объясняется целью речевого взаимодействия, а именно практическим сотрудничеством.

В жизни ребенка раннего возраста большое значение имеет ситуативно - деловое общение со взрослыми. В научных исследованиях М. И. Лисиной, Б. Эльконина указывается, что этот период ребенок переходит от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними.

Внеситуативная форма общения возможно только тогда, когда ребенок овладеет активной речью, которая является средством создания образов и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствующих перед глазами, а также средством действия с этими образами и представлениями, которые отсутсвуют ситуации общения. Эта форма общения, содержание которой выходит за рамки воспринимаемой ситуации, называется внеситуативный.

Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка.

Литература

1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». – Москва: 1998. – 167 с.

2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва. – 1991. – 198 с.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1981. -584 с.

4. Лисина, М. И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 29-35

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

6. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5– 3 лет: Теревинф; Москва: 2013. – 264 с.

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Ребенок раннего возраста уже способен к деловым контактам со взрослым и предпочитает их всем другим коммуникативным ситуациям. Но дети еще.

Что такое развитие речи детей раннего возраста Язык – сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать.

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Материал для воспитателей групп раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее.

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»Консультация «Развитие речи детей раннего возраста» Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение.

Развитие речи детей раннего возраста По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Я работаю.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Речевое развитие детей раннего возраста. План 1. Дыхание и артикуляция. Значение. 2. Система появления звуков. 3. Развитие речи через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми
Опубликовано: 16 октября 2019 в 16:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД