Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой

Юлия Шаронова
Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой

Тема, над которой я работала, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой» размещена в разделах

Начиная работать над методической темой определила цель и задач педагогической деятельности.

Цель:формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Для достижения данной цели мною были определены следующиезадачи:

- учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,

- способствовать развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.

- воспитывать доброжелательное отношение к объектам природы.

Для разработки подобрала и изучение методическую литературу:«Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М. А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей» комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. и др., «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе Детство» Бабаевой Т. И., «Экологическое воспитание в детском саду»Соломенниковой О. А., «Занятия на прогулке с малышами»Теплюк С. Н., «Развитие речи в детском саду» Гербовой В. В., «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада» Бондаренко Т. М. Л. Згурской «Экология малышам» (ж-л «Воспитание и обучение», Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика,

С учетом данных начальной диагностики, которая проводилась в процессе индивидуальных игр с использованием наглядных пособий, мною был составлен перспективный план, который позволил в системе добиваться намеченной цели.

Воспитывая интерес к природе, развивая речь малышей, использовала разнообразные формы и методы работы:

занятия в игровой форме,

индивидуальная работа с детьми по развитию речи,

наблюдения в природе,

чтение стихов, потешек, песенок о природе,

дидактические игры и упражнения на расширение представлений о животном мире,

игры-инсценировкипо сказкам «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», «Колобок», по потешкам «Сорока – сорока», «Чьи детки»

подвижные игры: «Соберем шишки для мишки», «Солнечные зайчики», «Прячем мишку», «Наседка и цыплята» и другие.

Ознакомление детей с природой я начала с рассматривания красочных иллюстраций, картинок, игрушек, сопровождающегося чтениемпотешек, песенок, стихов. В форме веселой увлекательной игры, знакомила малышей с окружающей природой, воспитывая доброе отношение к ней.

Организуя с детьми наблюдения, формировала у детей знания о природных явлениях (дождь, снег, ветер и др., давала представление о причинно-следственных отношениях: дождь – мокро, кругом лужи, сосульки и снег холодные – в рот брать нельзя – заболеешь, когда светит солнце – тепло, когда дует ветер – холоднои т. п.

Наблюдая за растениями, обращала внимание малышей на яркую зеленьрастений, красоту различных цветов. Своим примером воспитывала бережное отношение к растениям, а в конце 3 года жизни привлекала к посильному уходу за растениями.

В процессе наблюдений, обогащала представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы,умением обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий, обогащением словаря.

Наряду с наблюдениями широко использовала дидактические игры, которые позволили уточнять, закреплять, расширять ранее полученные детьми представления о природе, активизировать словарь.

Использование разнообразных подвижных и имитационных игр (передача характерных движений зверей и птиц, звукоподражание, игр-имитаций, сопровождающихся текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.) способствовало развитию речи, воображения и творчества.

Содержательная исследовательская деятельность позволяет расширять знания детей о природе, обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику рук, активизировать речевые проявления – это игры-экспериментирования «Испечем пирожок», «Тонет – не тонет», «Поймай рыбку», в которых малыши познают сыпучесть песка, текучесть воды, тяжесть камушка.

Создание игровой среды, побуждающей детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми способствует развитию игрового и речевого творчества. Обогащая предметно-развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, речевую активность, оформила развивающие центры :

- книжный уголок, который содержит:

- подборку художественной литературы природоведческой направленности – произведения фольклорного жанра (сказки, потешки, песенки, прибаутки и т. д., прозу, поэзию;

- разнообразный иллюстративный материал;

- фотографии природных объектов нашего региона;

- красочные плакаты «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Собираем урожай»,«Овощи, фрукты, ягоды»;

- муляжи овощей, фруктов;

- предметные и сюжетные картинки;

- уголок природы, оснащенный различными объектами живой и неживой природы, обогащающими представления детей – это комнатные растения, «огород на окне», плоды различных растений; песок, вода, камешки, ракушки, деревяшки;

- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, способствующее повышению интереса к исследовательской деятельности – «центр воды и песка», фартуки и нарукавники, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, леечки, опрыскиватель, различные емкости, бросовый материал и т. п. ;

- оборудование для творческого экспериментирования и изо деятельности – пластилин, глина, краски, обводки,трафареты, отображающие объекты природы;

- наборы открыток «Птицы», «Рыбы», «Комнатные растения», «Бабочки» и др. ,

- мягкие игрушки: лиса, медведь, заяц, белка, ежик, мышка, лягушка, кошка, собачка, овечка, курочка с петушком и цыплятами, уточка;

- тематические наборы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Мною приобретены игры: «Овощи и фрукты» «Развивающее лото», развивающие кубики -«С бабушкой на грядке», «Дикие животные», «Домашние животные»; изготовлены игры: «Красивые листочки»,«Снежинки»,«Я гуляю по двору»,«У кого какая мама»,«Экологическое колесо»; оформлена подборка картотек по темам: «Уроки для самых маленьких», «Мир вокруг нас», «Овощи и фрукты».

Данные диагностики по теме «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой» :

Учебные годы

2015-2016

I младшая

(2-3) 2016-2017

I младшая

(2-3) 2017-2018

вторая группа детей раннего возраста

(1,6-2)

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

44% 83% 38% 67% 24% 48%

Диагностические данные свидетельствуют о положительной динамике развития у детей :речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе, стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Дети рассказывают с помощью взрослого: об увиденном объекте живой и неживой природы, о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышат и понимают заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе. Дети проявляют интерес к объектам природы, доброжелательно относятся к живым существам, с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе. В 2017-2018 учебном году показатели ниже, чем за прошедший период, ввидутого, что в группу приняла детей в возрасте от 1,6 до 2 лет. У детей данного возраста уровень развития коммуникативных и познавательных способностей ниже, чем у детей I младшей группы, соответственно и показатели ниже. Эффективному решению задач методической темы способствовало поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников. Работа с родителями велась в следующих направлениях:

В течение работы по этой теме оформила консультации: - «Связная речь как средство развития речи у детей», - «Знакомим малыша с окружающим миром», - «Пальчики учат говорить», - «Обучение детей связной речи», - «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»; тематические листы: - «Игра как метод ознакомления с природой», - «Речевое развитие детей», - «Развитие речи – главное в этом возрасте», - «Ознакомление с явлениями природы».

Дни открытых дверей: - дидактическая игра лото «Домашние животные» - восприятие художественной литературы по мотивам сказки «Репка» - лепка «Проложим дорожку из камешков»

- восприятие художественной литературы по сказке «Курочка ряба»

Разработка буклетов для родителей:

- «Десять, почему необходимо детям читать»

- «Учимся играя»

- «Развитие речи – главное в этом возрасте»

Рекомендации:

- «Как помочь малышу в домашних условиях, если вы видите что он говорит мало»

- «Десять правил воспитания ребёнка»

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей,использование разнообразных методов и форм работы с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников, насыщенная развивающая среда помогли мне добиться успехов в формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства, что способствовало развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.

В дальнейшем предполагаю продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал. В учебном году начну работу по теме: «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры»

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 10:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД