Папки-передвижки

Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста

Елена Жемчужникова
Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Жемчужникова Елена Васильевна

Воспитатель

МБДОУ №17

Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста

Без памяти нет традиций.

Без традиций нет культуры.

Без культуры нет воспитания.

Без воспитания нет духовности.

Без духовности нет личности.

Без личности нет народа как

исторической общности.

Г. Н. Волков

Публикация «Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Все что пришло к нам из прошлого, мы называем народным творчеством. И как необходимо с самого малого возраста знакомить детей с культурой своего народа. Очень важно, чтобы ребёнок осознал, что именно он является носителем русской народной культуры. А без чувства любви к Родине это будет трудно. Патриотизм – чувство любви к родному краю обретается самостоятельно, как неотъемлемая часть души ребенка. Но обязательно нужна помощь взрослых. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Процесс приобщения ребенка к познанию мира культуры, очень важно для сохранения традиций народа и будущего своей страны. Знакомясь с культурой, ребенок приобретает главнейшие способности: творческое воображение, самопознание. Осмысливание культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это игра, источник духовного роста в дошкольном возрасте.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников. В народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, представления о смелости, мужестве, проявлении смекалки, выдержки, находчивости. А эти качества актуальны всегда. К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", - писал он.

Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества. Народные игры – это выражение народа в них играющего. Русский народ разные процессы своей жизни отражал через игру. Народная игра – исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является средством обучения и воспитания. В ней ярко отражались образы людей, быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, находчивости. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению. Игра – это деятельность, где происходят взаимоотношения со сверстниками. Общие интересы сближают детей. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки других детей. Цель взрослого – дать правильное направление, которое служило бы созданию между детьми добрых чувств, дружбы, справедливости, взаимной выручке.

Народные игры образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением музыкальны. Чёткой классификации народных игр нет.

Виды народных игр (исследования Капицы О. И., Науменко Г. М.)

1. Подвижные (спортивные) игры: «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.

2. Обрядовые (календарные) : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко» и др.

3. Природные: «Заинька», «Паучок», «Ворон»

4. Трудовые (бытовые, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

5. С ведущим: «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

6. Драматические: «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу»

Игры проводятся по разному. Условно можно разделить на несколько видов. Хороводные или круговые: «Заинька», «Каравай», «Пирог», «Паучок» и некруговые: «Бояре», «В царя», «Плетень» и др. Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться неуверенным в себе детям.

Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием играют в них, у них формируется устойчивое, уважительное отношение к народной культуре, закладывается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине. Игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Следовательно, подвижные игры – очень эффективный способ во всестороннем развитии ребенка, который способствует развитию физических и умственных способностей, правил поведения, моральных ценностей общества.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999г. 168 с.

2. Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики. М., 1983.

3. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». 2008.

4. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.

5. Панкеев И. В. Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. - 240 с.

6. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М. : Мозаика-Синтез. 2006.

8. https://yandex.ru/ushinskij-o-narodnom-vospitanii.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2020 в 18:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жемчужникова (УИ 280254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД