Лучший педагог года

Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы

Наталья Пономарева
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»

Дж. Локк

С самого рождения ребёнка происходит духовно-нравственное воспитание, которое формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Истоки нравственного воспитания, сопровождают нас всю жизнь, влияют на поступки человека, формируют облик его личности, выделяют его ценности.

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошёл разрыв норм морали, где материальные ценности доминируют над духовными.

Публикация «Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – это важная задача, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня нашему обществу необходимо возрождение духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Культура общества, семья и образовательное учреждение – это та среда, в которой живет ребенок, где формируется его внутренний мир, его ценности.

Цель духовно-нравственного воспитания – это воспитание духовно-нравственной личности ребенка, знающей о своём народе, о его подвигах, о традициях.

Для достижения этой цели перед педагогами встают ряд задач:

воспитание начал патриотизма и гражданственности;

воспитание гуманного отношения к людям и окружающей природе;

воспитание духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации;

уважение к представителям других национальностей;

формирование уважительного отношения к труду.

В своей работе я использую такие педагогические технологии, как проектная, исследовательская, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная. Эти технологии помогаю в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй. Проведение совместных проектов, акций благоприятно влияет на взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Среди инновационных методов отмечу:

Использование элементов ТРИЗ. Это технология помогает развивать такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Так же в работе использую ИКТ, при этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Проектный метод является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил, так как лично является участником каждого этапа.

Отдельно хочется выделить, что модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.

Одна из таких форм - культурные практики, которые я использую в своей работе. В соответствии с основными видами детской деятельности использую следующие виды культурных практик, реализуемых во второй половине дня:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).

2. Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.

3. Творческие мастерские. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам в ходе кружковой работы («В мастерской народных умельцев», просмотр познавательных презентаций, оформление библиотечки («Книжкин дом», игры.

4. Сенсорные и интеллектуальные тренинги.

5. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Включение родителей в процесс духовно- нравственного развития детей реализовывается в следующих формах: проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; организован родительский уголок с наглядной информацией; проведены индивидуальные и групповые консультации; регулярно используется раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; проводятся совместные досуги, творческие мастерские.

В процессе работы для выявления степени сформированности основ нравственной культуры проводила опросы, наблюдения, анализировала. Это помогло выявить проблему и противоречия.

Проблема: Нас окружает много иностранных слов, песен, фильмов, игр, гаджетов, на фоне этого теряется интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.

Противоречия:

развитие у дошкольников интереса к миру прекрасного и отсутствие условий в раскрытии творческого потенциала ребёнка в самостоятельной деятельности;

желание приобщать дошкольников к духовной культуре и недостаточно эмоциональная и техническая подготовленность ребёнка;

понимание значения личного примера взрослых в формировании основ духовно - нравственного воспитания детей и низкая активность родителей.

Анализируя проблемы и противоречия сделала для себя вывод: благодаря фольклору, в частности, пословицам, поговоркам потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче ощутит прелесть родной природы, усвоит представление народа о красоте, морали, познакомится с обычаями и обрядами, одним словом, впитает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Свою работу провожу по составленному перспективному плану, в котором основные направления:

1. Знакомство с атмосферой национального быта – создание интерьера русской избы «Горница», «Русская печь»

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, закличек).

3. Знакомство с народным искусством.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы.

Работа ведется по разделам.

1 Путешествие в историю

2 «Быт и традиции»

3 «В чудесном мире русского языка»

4 «Дело мастера боится»

У каждого педагога свои методы, свои секреты. Я использую духовно-нравственный компонент через разные виды деятельности, разные формы работы. Не забываю про волшебную силу художественного слова, театрализованную и продуктивную деятельность.

Все это помогает детям стать душевнее, помогает обретению новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Решая задачи духовно- нравственного воспитания, организую культурные практики детей в совместной проектной деятельности со взрослыми.

С младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через проекты, знакомящие: с потешками, прибаутками; чтение русских народных сказок; драматизация, театрализованные представления, праздники (Рождество, Масленица, Синичкин день, Пасха).

В среднем дошкольном возрасте провожу работу по формированию нравственно- патриотических качеств через проекты, знакомящих детей с историей и культурой наших предков. Провожу беседы и просмотр презентаций с демонстрацией наглядного материала, что бы дети не только увидели, но и потрогали своими руками.

С детьми старшей группы беседую на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело». Для того что бы занятие наиболее запомнилось, предполагает использование в практической части различных видов продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепки. Всё творчество организуется в тематических выставках.

Так же объединяют целевые прогулки, экскурсии, а проведение праздника, посвященного Дню матери, стало доброй традицией.

Постепенно приобщая дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:

для детей:

- созданы внутренние предпосылки для эмоционального благополучия ребенка;

- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю

для родителей:

- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

В настоящее время я продолжаю работать по данной теме, используя новые педагогические технологии и формируя у моих воспитанников нравственные качества.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы
Опубликовано: 13 января 2020 в 15:53
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД