МААМ-картинки

Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра

Бутолина Марина
Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра

Специфика коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из опыта работы Бутолиной М. Н. учителя-логопеда)

Людей с нарушениями в развитии следует

воспринимать такими, какие они есть, а,

не исходя из желания узкого круга людей

(Т. Питерс).

Когда я начала общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, то поняла, что занятие с ним должно отличаться от занятий с другими детьми. Прежде, необходимо адаптировать окружение, пространство и виды совместной деятельности к его особенностям.

Публикация «Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра» размещена в разделах

В процессе занятий необходимо было постоянно поддерживать сложившиеся стереотипы: регулярность и структурированность занятий, строгое соблюдение режима (одинаковое время начала занятий и их продолжительность) и ритуала приветствия, игры разминки, ритуал прощания проведение которой создает позитивный эмоциональный настрой. Логопедические занятия проходят как в индивидуальном, так и групповом режиме. Целью моей работы является – научить ребёнка с РАС активно пользоваться речью.

Задачи: 1) развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи; 2) совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений пальцев рук и кистей; 3) развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов; 4) работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и звукопроизношением; 5) развитие лексико-грамматической стороны речи; 6) развитие связной речи, речевого общения.

В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.

Для того, чтобы занятия были эффективны, необходимо было достичь взаимопонимания с его родителями, найти единые подходы к обучению и воспитанию, включить родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников коррекционно-развивающего процесса.

В основу которого положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:

- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);

- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);

- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными принципами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка-аутиста.

Работая с аутичным ребёнком, постоянно находишься в педагогическом поиске, применяя различные методы обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходиться по ситуации,в зависимости от желания ребёнка. И порой лучше принять правила игры, предлагаемые им (не забывая о целях работы). Тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Хотя поведение ребёнка во время занятия бывает разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не раздражаться, а постараться понять, чего он хочет, помочь выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в доброжелательной атмосфере.

Для того, чтобы в комнате было комфортно заниматься потребовалось выполнить ряд необходимых условий:

первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;

второе условие – обеспечить комфорт и уют. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;

третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, которое требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, дидактические игры, материал для творчества, спортивное оборудование и др. ;

четвёртое условие – поддерживать порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.

Для начала нужно раскрыть ребенка для общения; сформировать устойчивый эмоциональный контакт и положительное отношение к занятию; побуждать ребенка выражать желания с помощью простых просьб или обращений.

Для этого нужно вывести ребенка из его зоны комфорта:

- общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено (интонация, мимика, жесты и т. д.);

- проговаривать каждый шаг и действие. Нужно больше говорить с ребенком, комментировать действия других,рассказывать, пополняя пассивный словарь;

- не сомневаться в его возможностях и не думать, что он достиг предела в чем-то, всегда требовать от ребенка большего;

- создавать ситуации, в которых ему придется попросить подать что-то, попросить помочь или показать и т. п. ;

- любое мотивированное действие или произнесенное слово должно сопровождаться похвалой взрослого;

- может быть полезно использование предмета-приманки, обладающего для ребенка высокой привлекательностью.

Бывает, ребенок отказывается общаться или что-либо делать по просьбе взрослого, избегает контакта, активно противодействует. Это может быть обусловлено различными причинами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозоподобными расстройствами, личностными особенностями, проявление которых может обостряться в период возрастных кризисов.

При проявлении негативизма лучше следовать рекомендациям психолога:

1. При контакте с ребенком необходимо исключить психологическое давление на него, угрозы. Ошибочно рассматривать такое поведение как злостное, нарочитое упрямство и проявлять раздражение и гнев. Подобный подход усугубляет тяжесть нарушения.

2. Избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать и преодолевать нежелательные реакции ребенка, используя не директивную, гибкую тактику управления.

3. При организации коррекционной работы стремиться к предупреждению психической истощаемости и пресыщаемости путем своевременной смены и подбора видов деятельности, предметов; дозированной эмоциональной подзарядки.

4. Учитывать специфические интересы и влечения ребенка.

В этом мне помогают артикуляционные сказки. Они направлены на тренировку артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений, отработку правильного артикуляционного уклада звуков, положений рта, губ и могут быть интересны детям с РАС.

Прогулка с Язычком Яшей

Жил-был Язычок Яша в домике за красивым забором. (Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик»: широко открывает рот и улыбается так, чтобы были видны зубы, руки разводит в стороны) открыл он утром окно (широко открывает рот – «окошечко», зевнул и потянулся (тянет руки вверх).

Посмотрел направо, налево (выполняет упражнение «Часики»: высовывает язык изо рта, двигает им и глазами влево-вправо; движения должны быть скоординированными).

Посмотрел вверх-вниз (выполняет упражнение «Качели»: высовывает язык изо рта и кладет его то на верхнюю, то на нижнюю губу, одновременно поднимая глаза то вверх, то вниз).

Хорошее утро! Язычок улыбнулся (улыбается, чтобы были видны зубы) и решил испечь оладушки (выполняет упражнение «Накажем непослушный язычок»: располагает язык между зубами, прикусывает его и произносит: «Пя-пя-пя», одновременно соединяя ладони).

Налил Язычок чай в свою любимую чашечку (выполняет упражнение «Чашка»: «широкий» язык располагается во рту, его боковые края приподняты) и стал есть оладушки с вкусным вареньем (выполняет упражнение «Вкусное варенье»: облизывает верхнюю и нижнюю губу).

Вышел Язычок на улицу. Дул теплый ласковый ветер (выполняет дыхательное упражнение: подуть на ладонь, удаленную от лица на 30-40 см. вперед).

Зашагал Яша, а листва шуршала под его ногами: «Ш-ш-ш» (выполняет кинезиологическое упражнение «Кулак -ладонь»: руки лежат на столе, то сжимет их в кулаки, то положив ладони на стол, произносит: «Ш-ш-ш»).

Стал Язычок листочки считать: «Ша-шо-шу-ши» (произносит слоги и хлопает в ладоши).

Ему стало весело, и он запел: «Ша-ша-ша-ша – я иду, неспеша (шагает на месте); шу-шу-шу-шу – я листочками машу (взмахивает руками); ши-ши-ши-ши – как листочки хороши (улыбается); шо-шо-шо-шо – как в лесу хорошо (садится на корточки)».

Вдруг Яша увидел листочек, который парил в воздухе, и стал за ним следить.

Вот и сказочке конец, а кто Язычку Яше помогал – тот молодец!

Тигрёнок Рык

Жил-был Тигренок Рык в пещере за высоким забором. (Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик»: широко открывает рот и улыбается так, чтобы были видны зубы, руки разводит в стороны.)

Он был очень любопытным, часто открывал двери своей пещеры (широко открывает рот, смотрел направо-налево (выполняет упражнение «Часики»: высовывает язык изо рта, двигает им и глазами вправо-влево; движения должны быть скоординированными).

А еще Тигренок Рык был очень трудолюбивым. Каждое утро он наводил порядок: чистил свои клыки, мыл потолок и стены и только потом завтракал. Пек блинчики и пил чай из своей любимой чашечки с вкусным вареньем (выполняет артикуляционные упражнения «Чашка» и «Вкусное варенье»).

Потом Рык выходил во двор и кормил своих индюшат и лошадок. А когда справлялся со всеми делами, играл на музыкальных инструментах (произносит звук [д]).

Так однажды Тигренок Рык вспомнил, что не починил мотор у своей машины (произносит: «Д-дын, д-дын, д-д-д-д-д-д и крутит пальцем).

Ура! Заработало!», - закричал он. Как заработал мотор у машинки? (произносит «Р-р-р-р-р-р-р)».

Обрадовался Рык, а вот дворовые собаки рассердились и громко залаяли на него. Тигренок побежал за помощью к своим друзьям.

«Ра! Ро! Ру! Ры! Рэ!» - зарычали тигрята, и собаки ринулись наутек. Как рычали тигрята? (повторяет слоги).

Затем тигрята все вместе стали делать зарядку (выполняет речедвигательную гимнастику с жестовыми символами звуков Т. А. Ткаченко).

«Друзья, мы уже опаздываем в школу! У нас первый урок по музыке!» - воскликнул Тигренок Рык (на колючих ковриках исполняют «гаммы» - тактильно-кинестетические упражнения на автоматизацию звука [р] по методике Е. Ф. Архиповой).

Затем у тигрят был урок музыки. (Произносит «Ра-ра-ра-ра – в школу нам идти пора» и выполняют упражнение «Колечки»; «Ры-ры-ры-ры – много дел у детворы» и то сжимают кулаки, то кладут ладонь на стол; «Ру-ру-ру-ру – я портфель с собой беру» и соединяют ладони.)

Можно использовать детские песни в ходе занятий, игры с ритмами и мелодиями, которые помогут «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.

Перечень литературы:

1. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: методическое пособие. М: ВЛАДОС, 2015.

2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : Речь, 2007.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Лоблинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2014.

4. Рудик О. С. как помочь аутичному ребенку. Методическое пособие. – М. : ВЛАДОС, 2014.

5. Гайдукевич С. Е. Средовой подход в инклюзивном образовании// Инклюзивное образование, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре Четверти, 2007.

6. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствамиаутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М. : ЦПМССДиП, 2010.

7. Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Григорян О. О., Агафонова Е. Л., Костина И. А., Гончаренко М. С., Козорез А. И. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей / Под общей редакцией Касаткина В. Н. – М., 2006.

8. ХотылеваТ. Ю., Галактионова О. Г., Ахутина Т. В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. - М., 2013.

9. Ваш домашний логопед. учим ребенка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус», 2007.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект прогулки с ребенком младшего дошкольного возраста «Наблюдение за кошками»Конспект прогулки с ребенком младшего дошкольного возраста «Наблюдение за кошками» Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое.

Конспект занятия для коррекционной подгруппы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Цель: 1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 17:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД