МААМ-картинки

Воспитание звуковой речи детей младшего дошкольного возраста

НАТАЛИЯ СУНЦОВА
Воспитание звуковой речи детей младшего дошкольного возраста

Н. Ю. Сунцова, И. Г. Колмыкова

воспитатели МБДОУ ДС № 66 «Журавушка»

Старооскольского городского округа

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: воспитание такого качества, как звуковая культура речи детей, занимает особое место в период дошкольного обучения. Это особая педагогическая задача, которая должна быть решена в большинстве своем в дошкольном возрасте. Вопросу развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста посвящена статья.

Публикация «Воспитание звуковой речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, звуковая культура речи, артикуляция.

«Как бы хотелось, чтобы ребенок почувствовал всю красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Надо разговаривать с ребенком, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что он слышит в том или ином слове. И ребенок обязательно полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять, и сам начнет открывать огромный мир звучащего русского языка» [ Е. И. Синицына].

На третьем году жизни ребенка наступает такое время, когда целесообразно уделить внимание воспитанию такой характеристики речи как произношение. И это обусловлено несколькими причинами: в этот период жизни ребенок уже легко усваивает многие звуки, а также пытается сам повторить их, тем самым он закрепляет их в собственном произношении.

На формирование культуры речи у детей большое влияние оказывает воспитатель, его профессиональная компетенция.

Воспитание звуковой культуры речи детей в основном происходит по двум направлениям:

1. Развитие восприятия речи (слухового внимания, темпа, силы голоса, тембра речи);

2. Развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться систематически, в самых различных формах.

Наиболее оптимальная форма проведения такой работы - групповые занятия, которые могут быть как самостоятельные занятия по развитию звуковой культуры речи, так и части занятий, на которых педагог знакомит детей с художественной литературой.

На таких занятиях можно проводить такие упражнения:

1. Артикуляционную гимнастику;

2. Упражнения по развитию речевого дыхания;

3. Упражнения способствующие развитию мимической выразительности;

4. Формирование умения регулировать высоту и силу голоса;

5. Воспитание интонации, формирование правильного произношения.

На музыкальных занятиях, также можно использовать отдельные упражнения по воспитанию звуковой культуре речи. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи можно проводить и вне занятий: при проведении утренней гимнастики, на прогулке, при проведении различных дидактических, подвижных, хороводных игр с текстом, театрализованных и сюжетно-ролевых игр. А в вечерние часы целесообразно проводить индивидуальные речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков.

Вторым направлением работы по воспитанию звуковой культуры речи является развитие артикуляционного аппарата детей.

Под артикуляцией понимается правильная работа органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков. И, если со стороны артикуляционного аппарата имеются какие-либо отклонения, то это часто является причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.

Речевая гимнастика или набор специальных игр и упражнений, помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата, позволят развить подвижность языка и губ, которые в конечном итоге приведут к правильному воспроизведению звуков.

Самым действенным методом является артикуляционная гимнастика, которая может включать следующие упражнения:

- упражнения для тренировки нижней челюсти («окошко» - широко открыть рот, закрыть рот – «холодно», «песенка друзей» и др.);

- упражнения для тренировки губ («дудочка», «заборчик» и др.);

- упражнения для тренировки языка («чистим зубки», «месим тесто», «лопатка», «часики» и др.).

Наряду с тренировкой артикуляционного аппарата целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания. Каждое упражнение стоит повторять столько раз, пока дети не начнут его выполнять четко. И здесь игра является самой оптимальной формой занятия. Так, незаметно для детей, в процессе игры, педагог решает очень важную задачу.

Для тренировки речевого дыхания можно использовать такие упражнения: «Ветер-ветерок», «Прокати снежный ком», «Душистая роза», «Подуй на салфетку» и др. Очень важно, чтобы как можно раньше будут выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С. Маршак

Значение звуковой культуры речи очень важно, потому что:

- звуковая культура речи является основой общей культуры;

- звуковая культура речи – средство, позволяющее передавать свои мысли, задавать вопросы, договариваться с другими детьми;

- в тоже время неясная речь ребенка затрудняет его общение как с другими детьми, так и со взрослыми, и может наложить, а дальнейшем, отпечаток на его характер.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада, М. : Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272

2. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с

3. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 августа 2020 в 09:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД