Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению

Мария Жаркова
Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА И НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЁ РЕШЕНИЮ.

Автор: Жаркова Мария Ивановна

г. Арзамас Нижегородская область

voytko.maria@mail.ru

Экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения.

Проблема экологического воспитания человека обусловлена целым рядом объективных причин, порождённых, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Острота этого вопроса приобретает всё более угрожающий характер масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы.

Одна из причин, вызвавших экологический кризис – деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов. Это приводит к необратимому нарушению баланса природных сил биосферы; порождает неуправляемые цепные реакции, уже в ближайшее время грозящие гибелью людям и всему живому на Земле.

Правильная оценка сложившейся ситуации, а главное, поиск оптимального выхода из неё возможны только в том случае, если будут вскрыты глубинные особенности взаимодействия человеческого общества и природы, проявлением которых она служит. Анализируя их, исследователи приходят к выводу о том, что в современных условиях необходимо осуществить переход к новому типу связи общества и природы; научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Такой тип связи был обоснован В. И. Вернадским в его учении и ноосфере.

Рассмотрение содержания такой связи позволяет вычленить в ней два основных аспекта. Первый заключается в том, что человечеству необходимо позаботиться о восстановлении, гарантированном сохранении природной среды как естественной для обитания человека. Тем самым будут обеспечиваться нормальные условия для физического выживания и жизнедеятельности человека. Второй аспект включает необходимость развития человека как субъекта новой, гуманистически ориентированной культуры взаимоотношений общества и природы. Тем самым центром оптимизации решения проблемы является человек, его экологическая воспитанность. Для сохранения человеческого вида необходимо сохранить природную среду, а для сохранения природы человек должен развить себя.

Сущностная специфика человеческого отношения к природе вскрыта К. Марксом. Человек является субъектом взаимодействия общества с природой, реализующим в своей деятельности как технико–экономический потенциал, так и потенциал нравственный, этический. При реализации человеческой деятельности в материальном производстве природа выступает, как предмет, полезная вещь, а отношение к ней может приобретать характер эксплуатации.

Люди нуждаются в природе не только как в источнике жизненных средств, но и как в источнике всестороннего развития. К. Маркс утверждал, что человек, открывая для себя богатство природы в её самоценности, переводит это богатство в ценности своей личности. Поэтому истинно человеческое отношение к природе приобретает характер бескорыстия – нравственного, творческого, эстетического. Оно включает сохранение природы в её целостности. Тем самым категория отношения к природе выражается не столько категорией полезности, сколько категорией универсальности, отражающей разносторонность связей людей с природой. Основная экологическая потребность людей – потребность гуманно относиться к природе «ради неё самой», утверждать её самоценность.

В последние десятилетия в педагогике отчётливо наметилась тенденция экологизации содержания образования в школе (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. П. Салеева и др.). установленные общие закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют представить некоторые аспекты решения проблемы достаточно отчетливо.

Результатом экологического воспитания, по-видимому, должна являться экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у человека (и ребёнка в том числе) экологических знаний и умений, которыми он будет руководствоваться в реальной практике поведения, реализуя требование бережного отношения к ней. Сопоставление выделенных содержательных характеристик даёт основания для определения общих задач экологического воспитания дошкольников:

- способствовать формированию у детей дошкольного возраста элементы экологического сознания;

- способствовать формированию практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;

- воспитывать гуманное отношение детей к природе;

- воспитывать экологическую культуру поведения и деятельности у дошкольников.

Решение проблемы формирования элементов экологического сознания детей дошкольного возраста опирается на известное методологическое положение, выделенное К. Марксом. Он утверждал, что способ, каким существует сознание, есть знания. Такие знания имеют ряд особенностей, определённых в исследованиях Э. В. Гирусова, А. В. Кацура, А. Н. Кочергина и др. Природа в них представлена как система иерархически взаимосвязанных компонентов. При этом каждый компонент отражён в их многообразии и разнокачественности, имеющих сущностное единство. Подчёркивается также нормативный и прогностический характер знания. Эти требования должны быть реализованы при разработке единой программы природоведческих знаний, представляющих собой систему знаний о природе для дошкольников. В нее в качестве подсистем, вероятно,могут включены:

- система знаний о живом организме как носите жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);

- система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды;

- система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребёнку многообразие ценностей природы – не только материальных, но и познавательных, эстетических;

- система элементарных знаний о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

Освоение систем экологических знаний тесно связано с формированием у детей целой системы познавательных умений.Среди них:

- умение видеть живой объект в разнообразии его признаков (свойств, качеств и др.);

- умение оценивать состояние природных объектов (живых организмов и среды);

- умение устанавливать связи причинно-следственного характера, структурно-функциональные связи, определяющие целостность различных природных объектов, специфику их взаимодействия;

- умение видеть объект с разных точек зрения, включать его в различные системы;

- умения прогностического характера, дозволяющие предвидеть результаты воздействия на живой объект и среду.

Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, вероятно, должна стать практическая деятельность детей в природе,имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, учебная, познавательная.

В этот блок необходимо включить систему практических умений разнообразного содержания: умение создавать условия для жизнедеятельности живого существа; умение выращивать растения, некоторых животных, ухаживая за ними; умение оказать конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект или среду; умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам и среде.

Важное место в формировании гуманного отношения ребенка- дошкольника к природе должна занимать организация эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – познавательного, эстетического, практического, творческого. Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребёнка: заботы, сострадания, активной позиции, удовольствия от действенной защиты живого существа и т. д. важно организовать и опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей - сверстников, а может быть, и некоторых взрослых.

Выделенные блоки экологического воспитания дошкольников, очевидно, являются существенными, но не единственными и потребуют дополнения, конкретизации при дальнейшей разработке проблемы. В ее основу могут быть положены ведущие идеи, представленные в исследованиях сотрудников кафедры дошкольного воспитания РГПУ им. А. И. Герцена. Они определяют принципиальные взаимоотношения факторов, обусловливающих воспитание и развитие ребёнка в дошкольные годы. Анализ этих идей позволяет углубить подходы к решению задач экологического воспитания детей в детском саду.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.

Библиографический список:

1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории //Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.

2. Примерная основа общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, М. А Васильевой, Т. С. Комаровой

3. Римашевская Л. С., Никонова Н. О., Ивченко Т. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста: Центр педагогического образования. - Москва, 2008. – С. 94-102.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание и развитие дошкольниковЭкологическое воспитание и развитие дошкольников Проблема экологического воспитания и развития дошкольников является одной из самых актуальных в современном образовании. Дошкольный возраст.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников «Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды» Р. Рождественский Неотъемлемой частью дошкольного образования всегда было.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы) Не рвите цветов, ведь они увядают. Не трогайте птиц, ведь они погибают. Сердцем.

Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности В наше время всё больше внимания уделяют проблеме экологического воспитания. Причина актуальности - это неправильная деятельность человека.

Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №40» Баклина Валентина Николаевна.

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Льгова» ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Экологическое воспитание дошкольников".

Экологическое воспитание дошкольников в проектной деятельности Метод проектов способствует активному включению детей в процесс познания, побуждает к творчеству, формирует интерес к деятельности. Технология.

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению
Опубликовано: 28 апреля 2017 в 21:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Фотоотчёт о занятии по рисованию с использованием трафарета и штампа из ниток с...
Скоро самый нежный праздник - 8 марта, главный праздник весны, цветов и хорошего настроения. Женский день наполнен улыбками и подарками. И мы с...
Проект «Моя мама» для учащихся 3 класса
По доминирующей деятельности: исследовательско - информационный. По количеству участников: групповой Характер контактов: дети, учитель, родители. По...
Мастер-класс ко Дню 8 Марта из бумажных тарелок «Портрет любви»
Подготовила Лиховицкая С. Л. Мастер-класс ко дню 8-го марта из бумажных тарелок "Портрет любви" для детей подготовительной группы дошкольного...