Папки-передвижки

Экологическое воспитание старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр

Кристина Домошонкина
Экологическое воспитание старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Актуальность:

В современном мире экологическое воспитание приобретает все большее значение. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и другие глобальные экологические проблемы требуют формирования экологически грамотного поколения, способного осознанно и ответственно относиться к природе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования основ экологической культуры, поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в этом возрасте.

Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Цель:

Развитие у дошкольников старшего возраста основ экологической культуры через использование сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

Формировать элементарные экологические знания о природе, ее взаимосвязях и необходимости бережного отношения к ней.

Развивать познавательный интерес к природе, наблюдательность и умение анализировать явления окружающего мира.

Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, желание участвовать в природоохранной деятельности.

Развивать игровые умения и навыки, творческое воображение и коммуникативные способности детей в процессе сюжетно-ролевых игр экологической направленности.

Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании :

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, который обладает большим воспитательным потенциалом. В процессе игры дети вживаются в роли, моделируют реальные ситуации и взаимодействуют друг с другом. Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании позволяет :

Обогатить знания об окружающем мире: В процессе игры дети узнают о различных природных явлениях, о жизни животных и растений, о взаимосвязях в природе.

Развить эмоциональное отношение к природе: Игра позволяет детям прочувствовать радость от общения с природой, сопереживать животным и растениям, осознавать последствия негативного воздействия человека на окружающую среду.

Сформировать экологически ориентированное поведение: В процессе игры дети учатся бережно относиться к природе, правильно вести себя в лесу, парке, на водоеме, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Примеры сюжетно-ролевых игр экологической направленности для старших дошкольников :

"Лесная больница" : Дети играют роли ветеринаров, медсестер, лесных жителей. Они "лечат" больных и раненых животных, заботятся о них, учатся оказывать первую помощь.

"Экологическая экспедиция" : Дети отправляются в "экспедицию" в лес, парк, на реку. Они изучают природу, собирают гербарий, наблюдают за животными и птицами, проводят экологические исследования.

"Защитники природы" : Дети организуют "общество защиты природы", проводят акции по очистке территории от мусора, сажают деревья, распространяют листовки с призывами беречь природу.

"Путешествие капельки воды" : Дети перевоплощаются в капельки воды и "путешествуют" по кругу: испаряются, превращаются в облака, выпадают в виде дождя, попадают в реки и озера.

"Ферма" : Дети играют роли фермеров, агрономов, ветеринаров. Они ухаживают за животными и растениями, учатся выращивать овощи и фрукты, заботятся о сохранении природных ресурсов.

"Мусорный переполох" : Дети играют роли сортировщиков мусора, переработчиков вторсырья. Они учатся сортировать мусор по видам, узнают о способах переработки отходов и их значении для охраны окружающей среды.

Организация сюжетно-ролевой игры :

Создание игровой среды: Необходимо подготовить соответствующую атрибутику: костюмы, декорации, игрушки, природный материал.

Предварительная работа: Проведение бесед, чтение книг, просмотр фильмов и мультфильмов экологической тематики, экскурсии в природу.

Распределение ролей: Обсуждение с детьми ролей, их функций и взаимоотношений.

Руководство игрой: Направление игры, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, стимулирование творческой активности.

Анализ игры: Обсуждение с детьми итогов игры, выявление положительных и отрицательных моментов, закрепление полученных знаний.

Ожидаемые результаты:

Сформированы элементарные экологические знания и представления.

Развит интерес к природе и желание изучать ее.

Сформированы навыки экологически грамотного поведения.

Развиты игровые умения и навыки, творческое воображение и коммуникативные способности.

Вывод:

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников старшего возраста. Они позволяют формировать у детей экологическое сознание, развивать интерес к природе и воспитывать ответственное отношение к окружающей среде. Важно правильно организовать игровую деятельность, создать соответствующую среду и использовать разнообразные методы и приемы, чтобы достичь поставленных целей и задач.

Рекомендации:

Включать экологическую тематику в различные виды деятельности: занятия, прогулки, экскурсии, праздники.

Использовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, игры, эксперименты, проектную деятельность.

Привлекать родителей к участию в экологическом воспитании детей.

Создавать в детском саду экологически благоприятную среду.

Эта статья может служить отправной точкой для разработки конкретных планов и мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста с использованием сюжетно-ролевых игр. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, условия образовательного учреждения и местные экологические проблемы.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 24 апреля 2025 в 02:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Домошонкина (УИ 3566308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных