МААМ-картинки

Стажерская площадка по экспериментальной деятельности

Марина Кондратьева
Стажерская площадка по экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация опыта работы

Развитие познавательных интересов детей 4-5лет через опытно-экспериментальную деятельность.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Публикация «Стажерская площадка по экспериментальной деятельности» размещена в разделах

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагается построение общеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Сюда входит и познавательно – исследовательская деятельность детей : проектирование, моделирование, экспериментирование.

Согласно программе «Детство», по которой работает детский сад, образовательная область «Познание» включает в себя: (СЛАЙД №2)

-развитие сенсорной культуры (ребёнок познаёт многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует)

-развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе (ребёнок открывает мир природы)

-развитие математических представлений (делаем первые шаги в математику, исследуем и экспериментируем).

Реализуя общеобразовательную программу, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами, а мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, у нас назрела необходимость в создании проекта «Цветик-семицветик» (СЛАЙД №3)

Цель проекта: Развитие познавательной активности и исследовательских умений детей 4-5лет в ходе экспериментальной деятельности

Задачи проекта: (СЛАЙД №4)

Познавательные

• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

• Стимулировать желание детей экспериментировать.

• Формировать коммуникативные навыки.

Для успешной реализации программы и проекта в средней группе был создан уголок «Детская научная лаборатория». (СЛАЙД №5) Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для приборов

2) место для проведения опытов

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)

Нами был сформирован перечень материалов для исследований в детской научной лаборатории (СЛАЙД №6)

Проект был рассчитан на второе полугодие 2013-2014уч. года, занятия проходили 2раза в неделю по 20мин.

В проекте было семь направлений, по которым проходила экспериментальная деятельность : вода, воздух, песок, свет, магнит, бумага, материалы. На каждое направление экспериментальной деятельности было отведено по 4 занятия. После 4го занятия дети получали лепесток, который приклеивали на свой шкафчик. (СЛАЙД №7)

По окончании всего проекта у каждого из детей получился свой цветик-семицветик.

На протяжении всего проекта мы с детьми вели дневник опытов, в который вклеивали фото экспериментальной деятельности. (СЛАЙД №7)

Проект «Цветик-семицветик» был разделён на семь разделов. Первый раздел «Волшебница-вода» Целью данного раздела было расширить и углубить знания детей о воде; её свойствах и состояниях. На слайде вы можете увидеть опыт «Взбивание пены» ( дети узнали основные свойства пены: лёгкая, белая, воздушная)

Ещё один опыт «Цветные льдинки» (дети узнали, что вода может быть в разном состоянии: жидком, твёрдом) (Слайд №8)

Следующий раздел проекта «Воздух-невидимка» Цель раздела: знакомство со свойствами воздуха. И на слайде вы видите опыт с соломинкой, где дети узнали, что в организме человека тоже есть воздух. И опыт с воздушным шаром, после данного опыта дети узнали, что воздух может заполнять форму (шар). Также дети узнали, что у воздуха есть сила, которая помогает в движении шара. (Слайд №9)

Далее идёт раздел «Рукотворный мир», этот раздел формировал у детей основы знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Во время исследовательской деятельности по данному разделу дети знакомились с различными видами бумаги, пробовали её мять и резать. В результате проделанных исследований дети узнали о том, что бумага материал не прочный, обладает разной плотностью. Также дети узнали о том, что бумага лёгкая и при ветре она разлетается. (Слайд №10)

Следующий раздел «Песочная страна» Дети знакомились со свойствами песка (узнали о сыпучести песка, и о том, что песок может приобретать форму, если его смочить водой. (Слайд №11)

Раздел «Загадочный магнит» Цель раздела: сформировать представления детей о магните, его свойствах. Узнали о том, что магниты бывают разными по размеру, цвету, форме, но все они обладают одним общим свойством притягивать к себе металлические предметы. (Слайд №12)

Раздел «Свет вокруг нас» познакомил детей со значением света, источниками света. Дети узнали о том, что свет бывает искусственным (фонарик, свеча, лампа) и естественный (солнечный свет) Также проводя наблюдения за прорастанием лука дети убедились в том, что свет необходим растениям для полноценного развития. (Слайд №13)

И последним разделом нашей проектной деятельности был раздел «Удивительный мир материалов», где мы познакомились таким материалом, как дерево, узнали о его свойствах (прочный, не тонет, горит) Также познакомились с таким свойством, как резина, узнали её свойства (прочная, упругая, эластичная) (Слайд №14)

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя- девочки Жени из мультфильма «Цветик-семицветик». За каждый пройденный этап (раздел) экспериментальной деятельности, дети получали лепесток, тем самым собирали весь цветок (семь разделов - семь лепестков) На этих занятиях учебное экспериментирование являлось тем методом обучения, который позволял ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При организации исследовательской работы с детьми соблюдались определё нные правила:

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

2. Не сдерживать инициативу детей.

3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования

Но наша исследовательская деятельность не ограничивается рамками группы, а продолжается и на прогулочном участке. Мы наблюдаем за живой природой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений, играем с сырым и сухим песком и при этом выделяем его свойства. Выясняем где быстрее растает снежинка - на рукавичке или на ладошке, и др.

Взаимодействие с семьей.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждала родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывала, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. (СЛАЙД №15)

Проведенное раннее анкетирование показало, что не все родители уделяют этому время, чаще всего дети заняты обычными детскими играми и просмотром мультфильмов.

Во время реализации проекта была проведена консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Также родители очень активно участвовали в создании познавательно-развивающей среды:

• приносили различные предметы (баночки, камушки, шишки и др.)

• изготовили макет вулкана (из пластилина) для проведения опыта

• участвовали в создании коллекции «Загадочный магнит»

После всех проведённых консультаций и бесед с родителями, у них появилась заинтересованность в данной деятельности, поэтому работа в области экспериментирования продолжилась и дома.

Так, например, одна из семей нашей группы провела такие опыты. Их вы можете увидеть на экране (Слайд №16-22)

Таким образом, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания; развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Заключительным этапом нашего проекта стало открытое итоговое занятие «Цветик семицветик» (Слайд №23)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность» Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования» Доклад на тему: Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования. Выполнил: Родькина В. Г. воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стажерская площадка по экспериментальной деятельности
Опубликовано: 15 октября 2014 в 10:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стажерская площадка по экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кондратьева (УИ 254819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД