МААМ-картинки

Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму

Наталья Жукова
Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму
▼ Скачать + Заказать документы

Мой день проходит в постоянном диалоге или монологе. Я выступаю как источник новой информации и в то же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Я знаю, что познавательные мотивы у ребенка возникают только в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях.

Я, как педагог, предстаю перед детьми в двух функциях : как носитель социального жизненного опыта, норм и правил и как организатор обучения.

Публикация «Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму» размещена в разделах

И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно. Я, взрослый человек, имею довольно большой опыт жизни в социуме. Общаясь со мной, ребенок наблюдает за моей деятельностью, привычками, поступками. Малыши любят замечать, во что одет их воспитатель, какой ручкой он пишет, как улыбается, как грустит, как ест суп, как разговаривает с коллегами и другими детьми. Все эти действия НЕ направлены на ребенка, но он «впитывает» в себя этот опыт. Особенно если не безразличен ко взрослому, если он его любит, привязан к нему. Даже посторонние люди (родители других детей, коллеги педагога и проч., привлекшие внимание ребенка, оказывают стихийное воздействие на его личность и вполне могут определять дальнейшее поведение малыша в коллективе и в обществе в целом. Я уверена, что, даже не осознавая процесса восприятия наблюдаемого, ребенок накапливает социальный опыт. Стихийное воздействие не менее важно, нежели целенаправленное. Вчера утром трехлетняя Ника мельком увидела, как, готовясь к занятию, я рисую красный мяч, а сегодня как бы «случайно» нарисовала такой же. Лёша,скользнув взглядом по заправленной мной постели, поправил простынку на своей кроватке. Очевидно, что стихийное усвоение происходит неосознанно. Оно идет через подражание образцам поведения взрослого (в данном случае педагога).

Между целенаправленным и стихийным воспитанием может обнаружиться конфликт. Например, воспитатель (либо родители дома) приучают ребенка не чавкать за столом и пользоваться салфеткой, а сами не делают этого. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок усвоит то, что легче усваивается. Обычно легче усваиваются почему-то глупости, грубости. Мама торопит Мишу в раздевалке, нервничает (опаздывают к врачу).Миша капризничает, и мама в сердцах неосторожно хлопает дверкой шкафчика. Надо ли говорить, что Миша стал закрывать шкафчик именно так. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается поведение ребенка в коллективе и семье. Стихийные — это неосознанные, неконтролируемые действия. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто педагоги и родители недооценивают этот фактор воспитания. Очень важно помнить, что маленький наблюдатель всегда рядом с вами и впитывает как губка слова, настроение, привычки. .

Функция «взрослый – носитель опыта и знаний» может реализовываться и целенаправленно. Целенаправленный процесс – социально-контролируемый, он происходит в тех случаях, когда родители и воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием».В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка – это наблюдение, а для взрослого – организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ. Педагог целенаправленно демонстрирует, как правильно держать ложку, намыливать руки мылом, здороваться с детьми и взрослыми.

В моей практике работы с маленькими детьми (ясли, первая младшая группа) стихийное воздействие пока преобладало над целенаправленным, но сейчас я вижу, какие замечательные результаты приносит и целенаправленное воздействие. Главное – это абсолютный самоконтроль и самодисциплина как педагога, так и родителей ребенка.

Публикации по теме:

Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации детей к детскому саду Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям. Задачи: Познакомить.

Функции педагога-психолога в детском саду Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к.

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детском саду Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно.

Игры при адаптации детей раннего возрастаИгры при адаптации детей раннего возраста Дети раннего возраста очень эмоциональны. До ребёнка важно донести, что в детском саду его очень любят и ждут. Я донесла свою любовь к детям.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Консультация для воспитателей «Мероприятия по смягчению периода адаптации детей при поступлении в ДОУ» Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДОУ Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит.

Роль педагога в безболезненной адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.

Опыт работы по адаптации при поступлении ребенка в детский сад Воспитатель С. М. Балабанова, 1 квалификационная категория, МБДОУ детский сад "Солнышко", г. Спасск - Рязанский, Рязанская область. С поступлением.

Занятие педагога-психолога с детьми 2–3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.Занятие педагога-психолога с детьми 2–3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. В начале учебного года психологу детского сада приходится проводить большую работу по сопровождению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 16:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова (УИ 333416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД