Наталья Разумова
Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь
▼ Скачать + Заказать документы
«Отстраненный стиль воспитания»
Возможно, отсутствие главы в семье, перекладывание своих родительских обязанностей на воспитателей, учителя, неумение или нежелание ориентировать и поддерживать ребенка на успешную деятельность, постоянное озвучивание жалоб родителями на трудную жизнь. Такой стиль воспитания может сформировать человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой, неумением извлечь опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.
Публикация «Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь» размещена в разделах
Вывод: надо чётко распределить роли в семье, обязанности между членами семьи, в том числе и ребёнка, следим за их выполнением, объясняем ребёнку, что значит «надо», прекращаем «ныть» и пугать ребёнка трудностями.
«Опекающий стиль воспитания»
Директивный опекающий стиль воспитания, где ребёнок полностью формируется под влиянием установок родителей и контролем за их выполнением. Распространён в патриархальных социальных обществах, считается консервативным. Формирует, как правило, хороших исполнителей, которые стремятся к достижениям через развитие, обладающих волевыми качествами.
В то же время, если ребёнок чувствительный, с базовой тревожностью, то такой стиль воспитания может привести к нервным срывам и не осознаваемым негативным реакциям, агрессии. Если исполнитель и оказывается на руководящей должности, то бывает, крайне импульсивен и непредсказуем из-за постоянного стресса, ведь ему трудно принимать самостоятельное решение.
Вывод: пытаемся понять, почему мы так воспитываем? То ли это подражание родительской семье, то ли наиболее быстрый способ получить видимость порядка, размеренности, значит, есть повод разобраться в своих страхах, целях. В любом случае не стоит ждать от ребёнка счастливого смеха и высоких достижений с таким стилем воспитания.
«Отверженный в большой семье».
Воспитание личности в большой семье при общей доброжелательной обстановке, высоким доходом, но отсутствием понимания ребенка и предпочтением родителями братьев и сестер проявляется в противопоставлении ребёнком своих интересов по отношению к остальным членам семьи. Формирует личность предприимчивую в разрешении конфликтных ситуаций, а если ребёнок любознательный, чувствительный и управляем, то очень направлен на позитивные социальные ценности. Однако в сложной проблемной ситуации не выдерживает высоких стрессовых нагрузок, возможны срывы.
Вывод: в большой семье распределяем внимание и поддержку по возможности соответственно возрасту и равноценно.
«Депрессивные состояния на фоне финансовых проблем»
Воспитание родителями, демонстрирующими подавленное настроение и конфликтующими из-за финансовых проблем. Формирует проявление стремления к самоутверждению без умения управлять собой в трудных жизненных ситуациях.
Вывод: повышение общей культуры общения, совместный поиск решения финансовых проблем. Даже если нет причин для веселья, ребёнок не обязан разделять с родителями взрослые проблемы. Иначе вырастите асоциальную; личность.
«Материнское воспитание с элементами снисходительности»
Подавляет волевые качеств ребёнка. Формирует у ребёнка пассивность, не умение реально оценивать свои желания и возможности. Большие притязания к миру.
Вывод: дать ребёнку больше самостоятельности, например выбор одежды на прогулку, спрашивать о предпочтениях в еде и т. д. где поддерживается самостоятельное принятие решения на базе желаний (без фанатизма). Маме разобраться со своими страхами, причинами недоверия к миру.
«Либеральный стиль воспитания»
Ребёнку дают проявлять свои желания максимально возможно, за исключением ситуаций опасных для жизни. Формирует яркое проявление чувств, настроений, мыслей. Демонстративный тип со стремлением к самоутверждению. Любую негативную ситуацию преувеличивает и очень эмоционально и болезненно реагирует на неё. Возможно отсутствие в ребенке понимания личных и социальных границ. Ему трудно будет бесконфликтно разрешать проблемы, что может приводить к неконструктивным формам поведения.
Вывод: разумные границы всё же необходимы. Родителям надо выражать свои эмоции и мнение там, где ребёнок нарушает чужие границы.
«Воспитание телесными наказаниями»
Проявляется в пассивности и управляемости личности. Легко идёт на поводу у другой более сильной как физически, так и психически личности. Если от природы ребёнок имеет лидерские задатки, то становится очень агрессивным по отношению к более слабым.
Вывод: прекращаем насилие пока не превратили ребёнка в потенциального преступника. Если родители любят друг друга, даже имея низкий доход, то личность ребёнка формируется с направленностью к саморазвитию, к высоким достижениям, самореализации.