Лариса Некипелова
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью ко-торого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данной группы воспитанников содержание, формы, методы, и приемы организации образовательного процесса. Рекомендуемая структура рабочей программы учителя - логопеда определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования и в соответствии с разработанной и утвержденной в образовательной организации адаптированной основной образовательной программой до-школьного образования. Рабочая программа учителя-логопеда не является копией АООП, а заполняет один из ее разделов – раздел «Коррекционная работа».
Публикация «Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Необходимо отметить, что рабочая программа не может быть универсальной на все года и на все возрастные группы, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая возрастная группа имеет свою специфику развивающей среды. Рабочая программа может быть составлена только после проведения исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза в начале учебного года. Следовательно, рабочая программа учителя – логопеда — это конкретизация его работы на данный возраст детей, она учитывает специфику детей группы компенсирующей направленности и составляется на один учебный год.
Остановимся подробнее на примерной структуре рабочей программы учителя – логопеда.
Рабочая программа учителя – логопеда включает титульный лист, содержание рабочей программы, три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Титульный лист (указываются полное наименование образовательной органи-зации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления про-граммы).
Содержание. Далее следует лист с оглавлением (содержанием) программы и с указанием страниц.
Целевой раздел (пояснительная записка; психолого-педагогическая характери-стика воспитанников (конкретно вашей группы); планируемые результаты реализации программы.
1. Пояснительная записка включает:
- Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая про-грамма (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);
- Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, принципы и условия реализации программы;
Сроки реализации рабочей программы.
2. Характеристика речевого развития детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей вашей группы).
3. Планируемые результаты реализации программы. Целевые ориентиры освоения воспитанниками программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии.
Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее речевое развитие детей и раскрывает особенности организации коррекционно – образовательного процесса.
Например, такие как:
1) Содержание коррекционно – развивающей деятельности: раскрывается технология реализации данной рабочей программы.
- диагностическая работа (мониторинг);
- коррекционно - развивающая работа : необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса :
формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия,
образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН. ;
- консультативная работа (педагоги и родители).
2) Направления организации КРД с детьми (по видам речевого нарушения).
3) Планирование коррекционно – развивающей работы : тематический план, календарный, перспективный.
4) Особенности взаимодействия учителя – логопеда с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.
Организационный раздел : организация развивающей предметно - простран-ственной среды, методическое обеспечение программы.
1. Материально-техническое обеспечение.
Описывается необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала пособия для логопедической работы с детьми : игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.
2. Методическое обеспечение программы. Список методического обеспечения данной программы по направлениям работы учителя – логопеда.
Рабочая программа учителя – логопеда позволяет составить целостную систему работы. В зависимости от того, насколько грамотно учитель – логопед сможет про-анализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать коррекционно – развивающий процесс, зависит результат коррекционной работы в целом.