Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра «Мы в лаборатории» (1 фото)

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Сюжетно-ролевая игра «Мы в лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно ролевая игра "Мы в лаборатории"

Подготовила и провела воспитатель Афанасьева Т. Н.

Цель: формировать навыки поисково-исследовательской деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры.

Интеграция областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи: углублять знания детей о научной лаборатории. Расширять представление о специфике профессии заведующего, помощника заведующего, лаборанта, помощника лаборанта.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Мы в лаборатории“» размещена в разделах

Систематизировать знания о свойствах и качествах воды, почвы, воздуха.

Способствовать развитию коммуникативной и социальной компетентности.

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.

Развивать умение договариваться, брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты; организованность во время проведения динамической паузы, умение ориентироваться в пространстве.

Обогащать словарь детей за счет знаний трудовых действий людей, работающих в научной лаборатории.

Воспитывать доброжелательность, умение самостоятельно объединяться для совместной игры, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Коррекционные задачи: развивать слуховое внимание.

Словарь: заведующий лабораторией, заместитель заведующего, лаборант, помощник лаборанта.

Предварительная работа: проведение опытов с водой, воздухом, почвой, рассматривание и чтение энциклопедий, беседа о профессиях ученого, лаборанта, помощнике лаборанта, проведение сюжетно-ролевой игры «Лаборатория».

Материал: халат для заведующего и заместителя, шапочки, нарукавники, фартуки, журналы для фиксации опытов, ручка, простые карандаши, бейджики для детей с названиями должностей, лист бумаги с написанным молоком текстом, свеча, емкости для воды, песок, соль, сахар, крахмал, краски, для фильтра – бумага, тряпочка, песок, почва, тарелочки, бумажные салфетки, банка с крышкой, горячая вода, лупа, воздушные шары, пластиковые стаканчики, мерные пластиковые ложечки, пипетки, шприцы.

Ход игровой деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня в группе я обнаружила загадочное письмо от жителей далекой планеты «Шелезяка» Солнечной системы Медуза. Открыв его, я обнаружила чистый лист. Но что-то мне подсказывает, что кто-то просит нас о помощи. Как вы думаете, как можно распознать секрет этого письма? ( Дети высказывают предположения: подуть? Нет! Потереть? Нет! Может сказать волшебные слова? Нет)

- У меня возникла идея! А вдруг нам поможет его расшифровать знание мною одного опыта. Предлагаю заняться рассекречиванием сию минуту. Мне понадобиться зажженная свеча.

Дети проходят и садятся на стулья.

Демонстрация опыта «Молоко – невидимка»

- Беру письмо, нагреваю его над горящей свечой. Посмотрите, буквы темнеют и на бумаге появляется то, что было написано.

Вывод: оказывается письмо было написано молоком, секрет заключается в том, что вещества содержащиеся в молоке при воздействии на них теплом подгорают.

«Мы, жители планеты «Шелезяка» изучаем планеты вашей Солнечной системы и хотим узнать, какими недрами богата планета Земля, чтобы создать книгу открытий всей вселенной. Просим вас подготовить фотоотчет и рассказать, какими природными богатствами наполнена ваша планета Земля».

Громозека и мои друзья инопланетяне.

- Ребята, я хочу вам предложить раскрыть свойства воды, почвы и воздуха.

- Какие природные богатства есть еще в России? - (Месторождения нефти, газа, много пресных озер и рек.)

- А в Крыму? - (Плодородные земли, Сакские целебные грязи, соляные месторождения в озере Сасык.)

- Предлагаю в нашей группе открыть «Научную лабораторию». И как настоящие учёные заняться научными открытиями по изучению природных богатств Земли.

Воспитатель: приглашаю вас в открывшуюся лабораторию. Разрешите мне взять на себя роль заведующего «Научной лаборатории».

- Чем занимается заведующий лабораторией? (- Руководит лабораторией, следит за работой лаборантов, проводит самые сложные опыты.)

- Как заведующий «Научной лабораторией» я назначу заместителя. (Воспитатель прикрепляет бейджик к халату ребенка с названием должности.)

- Чем занимается заместитель заведующего лабораторией? (- Помогает заведующему, подносит инструментарий.)

- Кто еще работает в лаборатории? (- Лаборанты.)

- Что входит в их обязанности? (- Лаборанты проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов.)

(Заведующий с заместителем выбирают лаборантов)

- Кто еще работает в лаборатории? (- Помощники лаборантов.)

- Что делают помощники лаборантов? (- Помощники лаборантов ассистируют лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов.)

Заведующий с заместителем выбирают помощников лаборантов)

Воспитатель: фиксировать ход работы по исследованиям природных богатств будет приглашенный фотокорреспондент Екатерина Сергеевна.

- Уважаемые коллеги, прежде чем отправиться на наши рабочие места и приступить к исследованиям, перечислите правила работы в лаборатории :

Правила работы в лаборатории :

- Близко не подносить предметы к глазам.

- Без надобности ничего не пробовать на вкус.

- Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину.

- Не бегать по лаборатории.

- Не разговаривать громко.

- Брать только нужные для работы материалы.

- Класть на место все материалы по окончанию работы.

Заведующий: что является главным источником жизни на Земле? (- Вода.)

- Пройдем в первый отдел «Научной лаборатории» по исследованию свойств и качеств воды.

Отдел по исследованию свойств и качества воды

- В этом отделе лаборанты проведут опыты по исследованию свойств и качеств воды. Определить тему исследований вам помогут картинки-помощники. Лаборанты договариваются между собой о том, кто какие проведет опыты с водой.

Помощник заведующего зафиксирует все опыты в Журнале исследований свойств и качеств воды.

- Вы, помощники лаборантов поможете мне провести опыт по исследованию состояния воды. (Помощники лаборантов под руководством заведующего проводят опыт «Облака» за отдельно стоящим столом).

Опыт «Фильтрование воды»

Определить качественный способ очистки воды. Очистить воду разными способами фильтрации – из песка, тряпочки, бумаги.

Опыт «Имеет ли вода форму»

Определить, что вода не имеет форму, она принимает форму предмета, в который ее наливают.

Опыт «Есть ли у воды вкус, запах и цвет»

Определить вкус и запах воды, подвести детей к тому, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, является бесцветной жидкостью.

Опыт «Что растворяется в воде?»

Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет, какие свойства проявляются при смешивании их с водой (растворяются, придавая ей вкус, цвет; не растворяются, выпадая в осадок, поднимаются на поверхность.)

Опыт «Облака»

С помощью горячей воды и льда показываю, как образуются облака и что такое дождь.

Наливаю в банку кипящую воду и закрываю ее крышкой. Посмотрите, теплый воздух внутри банки поднимается вверх и охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар конденсируется, образуя облако.)

Вывод: теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой маленькие капельки воды, высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Заведующий: заместитель заведующего, огласите результаты ваших исследований. Какие выводы вы сделали? (Заместитель по фиксированным результатам в журнале рассказывает о проделанной работе)

Заместитель заведующего: с помощью опытов мы выяснили, что вода прозрачная жидкость, не имеет форму, не имеет запаха и вкуса, выяснили, что вода растворяет соль, сахар, а крахмал, песок, выпадают в осадок и лучшим фильтром для воды оказалась бумага.

Заведующий: пройдем в следующий отдел лаборатории по исследованию свойств почвы.

- Уважаемые лаборанты объединитесь с помощниками, с которыми вы хотите сотрудничать в отделе по изучению состава почвы. Вы, заместитель заведующего, обходя отдел, фиксируете полученные результаты в Журнале по исследованию состава почвы.

Отдел по исследованию состава почвы

Дети проходят за столы, объединившись в подгруппу - 2 лаборанта и помощник. Под руководством заведующего дети выполняют опыты, ребенок в роли заместителя заведующего поочередно подходит к подгруппе детей собирает сведения и фиксирует их в Журнал исследований состава почвы.

Заведующий: рассмотрите почву через лупу, какого она цвета? Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, из чего она состоит.

Вывод: почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.

Опыт «Что есть в почве?»

Опытным путем выявить, из чего состоит почва.

Заведующий: в стакан с водой добавьте почву и размешайте палочкой.

- Что всплывает на поверхность воды? ( - Всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок.)

- Что оседает на дно стакана? (- На дно стакана оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.)

Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

Опыт «Есть ли в почве воздух и вода?»

С помощью эксперимента выяснить, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живет множество живых существ.

Заведующий: давайте проверим, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы, бросьте её в стакан с водой. Понаблюдайте, что происходит? (- На поверхность стакана поднимаются пузырьки воздуха.)

Вывод: В почве есть воздух.

Заведующий: воздух в почве есть. Давайте проверим, что ещё может быть в почве?

- На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой.

- Что осталось на салфетке? (- На салфетке остался влажный опечаток.)

Вывод: в почве есть влага.

Опыт «Как на почве образуются лужи?»

Заведующий: возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (Дети с помощью шприца или пипетки наливают воду).

- Что вы видите? (- Вода уходит с поверхности почвы по трещинкам вглубь.)

- Добавляйте воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. (В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.)

Вывод: лужа появляется тогда, когда воды так много, что земля ее уже впитывать не может.

Заведующий: заместитель, огласите результаты исследований состава почвы.

Заместитель заведующего: сотрудники нашей лаборатории выяснили, что в почве есть мелкий мусор: остатки листьев, иголок. В почве содержится песок и глина.

Заведующий: приостанавливаем нашу научную деятельность, в лаборатории объявляется перерыв.

Физкультминутка

пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.

прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки. Одна прямая рука вверх, другая вниз, резкими движениями одну руку опускать, другую поднимать.

Покрутили головой, и усталость вся долой!

- два - три - четыре - пять, шею надо разминать. Вращение головой в одну и другую сторону.

Встали ровно, наклонились. Раз вперед и два - назад.

распрямились. Повторяем все подряд. Наклоны вперед и назад.

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

колени разминаем, наши ноги упражняем. Приседания.

Все, закончился разминка!

Остановимся и снова к исследованиям мы готовы.

Заведующий: уважаемые коллеги проходите в следующий отдел по изучению свойств воздуха. Заместитель заведующего под руководством заведующего проводит экспериментальную деятельность.

Отдел по исследованию свойств воздуха

Опыт «Воздух - невидимка»

Заведующий: первый опыт вам продемонстрирует заместитель заведующего.

Заместитель заведующего: на дне стакана закрепите бумажную салфетку. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

- Выньте стакан из воды и потрогайте салфетку. Какой она оказалась? (- Сухой).

- Почему вода не попала в стакан? (- В стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан.)

Заместитель заведующего: снова опустите стакан в емкость с водой и наклоните его немного.

- Что появляется в воде? (- Видны пузырьки воздуха.)

- Откуда они взялись? (- Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.)

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, занимает пространство.

Опыт «Имеет ли воздух вес?»

Заведующий: как вы думаете, имеет ли воздух вес?

Попробуем взвесить воздух? Нам понадобиться палка, на веревочке, к обеим концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика. (Палка висит в горизонтальном положении).

- Подумайте, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом. (Воспитатель протыкает иголкой один из надутых шаров). Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (- Шарик без воздуха стал легче.)

Вывод: воздух имеет вес.

Заведующий: уважаемые коллеги, на мой взгляд мы собрали с вами достаточно информации о природных богатствах нашей планеты. Зафиксированные результаты, фото и видеоматериалы мы отсканируем и отправим по электронной почте жителям планеты «Шелезяка».

Анализ игры.

Понравилась ли вам игра?

Как вы считаете, кто лучше справился с ролью?

Удачно ли прошли опыты, всё ли удалось сделать?

Что можно добавить в игру в следующий раз?

Чтобы вы хотели исследовать в следующий раз?

Какие роли хотели бы взять?

Воспитатель помогает продумать перспективы игры.

Оценка игры

Воспитатель: мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов. Мне понравилось роль заведующего лабораторией. В лаборатории сегодня работали очень хорошие специалисты.

Спасибо за игр

Сюжетно-ролевая игра «Мы в лаборатории»
Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра «Автосервис»Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» Сюжетно – ролевая игра «Автосервис» Цель: Создание условий для возникновения игры, способствующей отражению знаний о профессиях взрослых.

Сюжетно-ролевая игра «АЗС»Сюжетно-ролевая игра «АЗС» «Автозаправочная станция» Задачи: образовательные: закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на автозаправочной станции;.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк»Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Спортивный зал украшен яркими картинками (купол цирка, клоуны, медведь и т. д.). При входе в зал стоит стол с надписью "КАССА", "кассовый.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель игры: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, расширить их словарный.

Сюжетно-ролевая игра «На остановке»Сюжетно-ролевая игра «На остановке» В нашем саду проходила неделя по ПДД и чтобы детям было все понятно, хотелось воспроизвести все более реалистично. И мне пришлось поработать.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 летСюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра "Почта"Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»Сюжетно-ролевая игра «Поварята» Игра - ведущий вид деятельности детей. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «Мы в лаборатории»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 21:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра «Мы в лаборатории»» (включая файлы) размещена пользователем АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (УИ 3412219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД