Милита Зарицкая
Театрализованная деятельность. Кружок «Теремок» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.
Пояснительная записка
Публикация «Театрализованная деятельность, Кружок „Теремок“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности
Главной целью программы: «Театр в детском саду», является приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности : специально организованная — в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т. д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.
Программа составена на младший дошкольный возраст.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Срок реализации – 1 год
Зедача: Структура программы
В программе выделено три типа задач:
1 тип задач — развитие выразительной речи;
2 тип задач — образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;
3 тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.
Организация театральной деятельности
Театральные занятия во 2 младшей группе проводятся один раз в неделю во 2 половину дня с сентября по май время проведения занятий 10-15 минут.
Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки, театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор и т. д.
Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Общие задачи театральной деятельности
• реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;
• последовательно и поэтапно знакомить детей в возрасте 3-4 года с театральным искусством, через эстетическое восприятие;
• приобщатъ детей к театрально-эстетической культуре знакомить с устройством театра;
• развивать выразительную речь включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;
• обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;
• учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;
• обучать детей кукловедению;
• учить с выражением декламировать текст;
• развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях);
• по средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
• воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ, взаимопомощь и т. д.);
• привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов;
Ребенок овладевает умениями и навыками
Восприятие театрального представления :
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить правильно, четко, выразительно;
В игровой деятельности :
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности :
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
• про смысл театральной постановки.
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым на занятии:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива детей
• ряженье
• инсценировка стихов, сказок;
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты- аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка — игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки;
Показатели успехов и достижений:
• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе
• показа театрального действия и театрализованной игры;
• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).
Позиция взрослого и ребенка
Взрослый.
• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;
Ребенок:
• с интересом слушает;
• манипулирует с игрушками;
• инициатор ряженья.
Формы работы кружка :
1 .Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.
2. Рассказы, беседы о театре.
3. Индивидуальные и коллективные творческие задания.
4. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).
5. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
7. Постановка спектаклей.
8. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
9. Оформление альбома о кружке.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей (эмоциональность, выразительность).
2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение).
3. Развитие личностных качеств (коммуникативные навыки, партнёрские взаимоотношения)
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Тематическое планирование кружка «Теремок»
№ / Кружковые занятия / сроки / ответственный
1 “Давайте познакомимся”. Беседа о театре, о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе. сентябрь Руководитель кружка
2 “Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.
3 “Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”) октябрь
4 “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)
5 “Игровая викторина по стихам А. Барто”.
6) “В гости пальчики пришли”.
7 “Мы водили хоровод”. Ноябрь
8 “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки) чтение сказки
9 «Заюшкина избушка» показ сказки
10 “Заюшкина избушка”. Дети играют роль животных
11 “Встали детки в кружок – закружились как снежок”. декабрь
12 “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)
13 “Заходите в гости к нам”
14 “Представьте себе…”.
15 “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”. январь
16 “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.
17 “Звери в гостях у Снегурочки”
18 “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.
19 В гости к ежику и лисе”. февраль
20 “Мы актеры”.
21 “К нам гости пришли!”.
22 Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад
23 Распределение ролей март
24 Разыгрывание этюдов
25 Репетиция спектакля «Репка» на новый лад
26 Репетиция спектакля «Репка» на новый лад
27 “Дайте только срок, построим теремок!”. апрель
28 “Пчелки – детки, полетели!”.
29 Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад
30 Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад
31 Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад май
32 Репетиция всей сцены спектакля «Репка» на новый лад
33 Праздник. День театра.
Показ спектакля «Репка» на новый лад
34 Итоговое занятие
Беседы о театре
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Общественное назначение театра.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Действие как главное выразительное средство актерского искусства. «По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они» (К. С. Станиславский).
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах
1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. Например:
а) Предложить детям поставить стулья полукругом и всем одновременно сесть: рассчитаться; по сигналу педагога вставать то четным, то нечетным номерам; садиться — сначала каждому в отдельности, потом всем одновременно и бесшумно.
б) Изменить расположение мебели, вещей в комнате. Тот, кто водит, внимательно осмотрев комнату до ухода, расставляет все по своим местам. Спрятать или переставить только одну вещь. Тот, кто водит, вернувшись, должен поставить вещь на свое место.
Игры типа «Тише едешь — дальше будешь», «Жмурки» и т. п.
2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Например:
а) Прислушаться к звукам на улице, в коридоре, соседней комнате и т. д., рассказать об услышанном. Рассмотреть какой-либо предмет или своего соседа и по памяти рассказать об увиденном; посмотреть в окно, выйти за дверь в коридор — рассказать о том, что успел заметить, выделяя в привычном новое, неожиданное.
б) Взять стул, переставить его к стене (зачем, чтобы рассмотреть висящий на стене плакат, и т. п. Достать из портфеля тетрадку, книгу (для чего, открыть дверь (для чего, чтобы позвать вышедшего из комнаты товарища, выяснить причину шума в коридоре. Закрыть дверь, чтобы не дуло, и т. д.
Требование:
Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной (почему я это делаю) и должно совершаться для достижения определенной цели (зачем, для чего я это делаю, т. е. действовать надо целесообразно и логично.
3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах.
а) Действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах, например: дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу различные предметы, меняя условия вымысла (если бы данная книга была новой, ценной или старой, рваной; если бы данная вещь была тяжелой, грязной; если бы шапка была миской, наполненной водой).
б) Действия с воображаемыми предметами, например: играют в снежки, в мяч; собирают ягоды, листья, ловят сачком бабочек, забивают гвоздь, распиливают доску, собирают на деревенском поле овощи (помидоры, огурцы, морковь); на манеже цирка — выступления эквилибристов, дрессировщиков и зверей; «дядя Степа-милиционер» — регулировщик уличного движения (ребята наблюдают, как он искусно владеет своим жезлом). Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры, например: одна группа, договорившись об условиях, выполняет этюд (без слов, с воображаемыми предметами, остальные смотрят и должны отгадать, что в нем происходило, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. Затем группы меняются — зрители становятся исполнителями.
В этих целях можно использовать также и шарады.
в) Упражнения на развитие образных представлений. Описать знакомый пейзаж, событие, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь. Придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы сам был участником описываемого события. По данным руководителем 3—4 словам сочинить рассказ ( например: рябина, лужа, петух; платок, веревка, камень). Воспроизвести в действии придуманные рассказы.
Требование:
В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Педагог добивается от детей доступного выполнения подобной задачи, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
г) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно отвечать на изменения условий вымысла. Сел на бугорок, а это оказался муравейник. Уже совсем собрался в школу, опаздываю, вдруг обнаруживаю, что нет на месте необходимой тетради. Тороплюсь накрыть праздничный стол: вот-вот придут гости; достаю из буфета пакет с сахарным песком, не сразу замечаю, что он рваный, и песком засыпан весь пол.
4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.
а) Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.
Ученик делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение (оправдать) : нагнулся, чтобы взять камешек и бросить в воду или поднять рассыпавшиеся тетради. Другой ученик старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым, и соответственно пристраивается к нему для продолжения совместного действия и т. п. Так же действуют и другие ученики.
Кружковцы-исполнители и те, кто наблюдает за этюдом, оценивают его с точки зрения внимания к действиям партнеров, умения пристроиться к ним, творческой инициативы и т. д.
б) Сюжетные этюды на общение без слов.
В классе (в читальном зале, на бульваре, на рыбалке) двое друзей; они в ссоре, но хотят помириться; незаметно наблюдая друг за другом, стараются найти удобный момент, чтобы показать, что ссора забыта. Отрядный вожатый следит за соблюдением «тихого часа». А двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы обмануть его бдительность и улизнуть.
в) Сюжеты литературные с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера — удивить, попросить, приказать и т. д. Тимуровцы за работой, они должны быстро и тихо наполнить бочку с водой, так как хотят, чтобы их дело осталось в тайне. Этюды по рассказам Н. Носова («Мишкина каша» и др., Ю. Сотника, по стихам С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. (оправдывающие необходимость действия с минимальным количеством слов).
Работа над спектаклем
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. (О чем рассказывается в пьесе, как развиваются события, чего добиваются действующие лица)
2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов (в условиях примерной выгородки). Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде. (Что происходит, что делается, почему, с какой целью)
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Сказка С. Маршака «Кошкин дом», эпизод первой картины — «Новоселье у Кошки». Линия поведения каждого персонажа: Кошка приказывает выгнать бездомных племянников — котят, кот Василий выпроваживает котят (охраняя покой хозяйки, хозяйка показывает гостям новую квартиру, стараясь удивить их, похвастаться Гости (каждый по-своему) разглядывают квартиру — одни пробуют мебель на вкус, другие проверяют ее добротность (Козел) и т. д.
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
3. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных, представлений (видений). Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.
Требование:
Давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц (скажем, в народной сказке, руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту.
Параллельная работа над оформлением: изготовление деталей декораций, костюмов, реквизита и др. (Подобные задания полезно давать детям и во время репетиции пьесы и на дом.)
Репетиции с деталями декораций. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов спектакля (декорации, костюмы, музыка, свет).
4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т. п. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы.
Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям: сверстникам, родителям и учителям. Обсуждение итогов работы.
Список литературы:
1. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М. : АСТ:Астрель. 2007.-58с.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Буренина А. И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
4. Власенко О. П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
6. Маханёва М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
8. Программа Н. Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
10. Интернет