Юлия Ильина
Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
По данной теме была написана дипломная работа, на преддипломной практике реализована программа. Представляю вам текст доклада, защита прошла на "5".
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!
Представляем вашему вниманию ВКР по теме: Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы
Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения
Публикация «Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Квиллинг
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.
Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.
Очевидно, что в период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по продуктивным видам деятельности является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, составляющего основу творческой деятельности.
В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т. п., на выполнения работ в технике квиллинг дает возможность воспитать грамотную художественно — творческую личность будущего школьника.
Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной деятельности, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Значение занятий квиллингом:
• развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
• развитие художественно – графических умений и навыков;
• развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
• развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
• становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.
Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.
Сейчас квиллинг – это очень популярное направление в работе с детьми. Очень многие педагоги используют его в своей практике.
В связи с этим мы выделили параметры нашей работы:
Объект – техника квиллинг.
Предмет – творческое развитие
Цель – определить влияние техники квиллинг на твоческое развитие детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью теоретического обоснования.
2. На основе анализа теоретических источников наметить пути формирования технических навыков у детей подготовительного дошкольного возраста в квиллинге.
3. Выявить уровень творческого развития у детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи
4. Разработать и апробировать кружок «Волшебный завиток» по творческому развитию детей посредством техники квиллинг
5. Разработать методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка «Волшебный завиток»
Гипотеза: если ребенок в процессе работы над техникой квиллинг научится видоизменять форму базовых элементов, составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, заполняя декоративное пространство выразительными образами то уровень его творческого развития повысится.
В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по следующим вопросам -
1.1. История, основные виды и технические приемы в технике квиллинг
1.2. Психологические особенности развития детей подготовительной к школе группы в технике квиллинг
1.3. Творческое развитие детей в технике квиллинг
1.4. Методика работы в технике квиллинг
Проанализировав теоретические и методические источники, мы сделали вывод, что в подготовительной к школе группе психологическое развитие детей достаточно для того, чтобы с интересом заниматься квиллингом.
Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.
Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.
Очень важно правильно организовывать занятия с детьми, соблюдать при этом методику, чтобы ребята не потеряли интерес к квиллингу.
Таким образом, при правильной организации работы и хорошо подобранных методов воспитателем, дети легко и с интересом будут учиться квиллингу.
Опытно-педагогическая (исследовательская) работа проводилась в подготовительной к школе группе при МКОУ СОШ с. Мгачи Александровск-Сахалинского района, в 2 этапа – констатирующий, формирующий.
Исследовалась группа воспитанников в количестве 6 человек, 3 мальчика и 3 девочки.
На констатирующем этапе решались следующие задачи:
1. Выявить уровень творческого развития детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи
2. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды
3. Разработать план кружковой деятельности «Волшебный завиток»
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Диагностика.
2. Беседа с воспитателем.
3. Анализ предметно-развивающей среды.
Для выявления уровня сформированности творческого развития были использованы показатели
1. Степень увлеченности
2. Выразительность образа, колористическое решение
3. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла
4. Самостоятельность и оригинальность
в соответствии с уровнями
Высокий уровень. (12-11 баллов) Ребенок в процессе творческой деятельности очень увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью, сам находит новые решения. Во время изображения вносит свои дополнения. Из знакомых элементов комбинирует новые сочетания. Использует всю цветовую гамму. Работа полностью доведена до конца.
Средний уровень (10-7 баллов): Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.
Низкий уровень (6-4 балов): В процессе творческой деятельности не наблюдается заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами квиллинга, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует в работе 2-3 цвета. Работа не завершена.
Работа проводилась по плану.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень показал 1 ребёнок, он использовал разнообразные цвета в работе, придумывал свои сочетания, проявил самостоятельность. У 4 детей средний уровень, что составило 66%, они не придумывают новые сочетания элементов и проявляют меньшую самостоятельность. У 17% детей низкий уровень, они не проявляют творческой заинтересованности, часто обращаются к помощи взрослого, затрудняются подбирать цветовую гамму.
Проведя беседу с воспитателем мы сделали вывод, что работа с детьми в технике квиллинг проводится. Квиллинг не входит в образовательную программу, поэтому в группе организован кружок, в рамках которого воспитатель и занимается с детьми квиллингом.
В процессе обследования групповой комнаты мы выяснили, что в центре собран лишь материал для художественного творчества, но не в полном объеме. Отсутствуют образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.
Таким образом, мы пришли к выводу, что техника квиллинг детям знакома. Воспитатель в рамках кружка использует разнообразные нетрадиционные техники для повышения уровня творческого развития детей.
Результаты диагностики показали, что западающими являются критерии «Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла» и «Степень увлеченности». На эти критерии мы обратили внимание на формирующем этапе.
На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по реализации части кружка «Волшебный завиток»
2. Разработать методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка «Волшебный завиток»
Для реализации задач была составлена программа «Волшебный завиток».
План кружковой деятельности разработан на полгода, мы реализовали часть, так как практика проходит месяц.
В ходе реализации кружка проведены различные формы работы:
На 1 неделе я провела «Вводное занятие. История возникновения квиллинга. Знакомство с основными формами». Дети уже были знакомы с техникой квиллинг. Поэтому сначала я рассказала им интересные факты из истории квиллинга, напомнила им инструменты, формы роллов. После этого мы посетили выставку работ воспитателя, для того чтобы заинтересовать детей и смотивировать их на дельнейшую деятельность.
2 неделя:
Занятие с использованием ИКТ «А что мы можем сделать?»
Использовала презентацию, в которой были фото работ в технике квиллинг, выполненных детьми. Занятие проведено с целью определения интересов детей и выбора тематик дальнейших занятий.
Занятие «Весенний цветок»
Практическое занятие, во вводной части использовала беседу, загадывание загадок. Затем дети самостоятельно изготовили цветок, после моего подробного объяснения, показа образца.
3 неделя:
Поделка «Цыпленок»
В начале: загадывание загадки, анализ образца – из каких частей состоит, какие детали понадобятся. Изготовленную поделку дети использовали в дальнейшей игре.
Творческое задание «Морские фантазии»
Начала занятие с беседы, в которой мы помечтали о море. Затем дала детям творческое задание на тему «Морские фантазии». Помогала детям индивидуально.
4 неделя:
Поделка «Ящерка»
Во вводной части рассматривание иллюстраций с ящерицами. Затем показала образец, предложила детям украсить свою ящерицу.
Коллективная работа «Весенние фантазии»
Проходила итоговая коллективная работа 2 дня. Предоставила детям самостоятельность в придумывании сюжета, выборе цветов, распределении работы между собой. В целом руководила работой только в случае затруднений.
Для закрепления навыков были использованы дидактические игры в режиме дня:
Игра «Повтори узор»
Игра «Матрешки»
Игра «Вторая половинка» в которых я закрепляла умение классифицировать элементы узора по форме и цвету, умение подбирать заданные цвета и оттенки, умение конструировать симметричный узор из элементов квиллинга.
Так как работа практического характера, то на формирующем этапе проведен контрольный метод исследования.
Для проверки результатов и подтверждение предполагаемой гипотезы, была проведена повторная диагностика Погодиной, направленная на выявление уровня творческого развития детей в квиллинге.
Дети проявляют больший интерес к квиллингу, используют разнообразные элементы в работе, меньше обращаются за помощью к воспитателю.
Высокий уровень показали 5 детей, что составило 83%. Они были очень увлечены, использовали всю цветовую гамму, выполняли новые элементы, проявили самостоятельность, творчество, воображение.
На среднем уровне был один ребенок, что составило 17%, девочка стала более самостоятельной, использовала больше цветов и новых элементов в работе.
Низкого уровня по итогам диагностики не было, что мы считаем большим успехом.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, мы пришли к выводу, что проведенная работа подтвердила необходимость творческого развития дошкольников через занятия квиллингом.
В ходе работы мы апробировали некоторые элементы программы «Волшебный завиток», из них 2 теоретических занятия, 6 практических, 3 дидактических игры.
В результате количество детей на высоком уровне возросло с 17% до 83%, средний уровень снизился с 66% до 17%, низкого уровня выявлено не было.
Считаем, что цель нашей работы была достигнута, а гипотеза подтверждена, так как мы обосновали влияние техники квиллинг на творческое развитие детей подготовительной к школе группы.
На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка:
• использовать различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
• если нет возможности использовать специальную бумагу для квиллинга, то можно нарезать обычную цветную офисную бумагу с помощью шредера.
• вместо специального инструмента для накрутки роллов можно использовать зубочистку с расщепленным кончиком.
• для занятий брать группу из 6-8 человек, тогда проще осуществить индивидуальный подход к детям.
• обращать внимание на возрастные особенности детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа кружка «Волшебный завиток», методические рекомендации для ее реализации, конспекты занятий, технологические карты, методическое пособие для воспитателей.
В приложении представлены планы констатирующего и формирующего этапов, диаграммы, таблицы, конспекты занятий, технологические карты, пособия для воспитателей, программа кружка «Волшебный завиток»
При написании работы было использовано 20 литературных источников, из них 6 основных.
Спасибо за внимание!