Технологии формирования лексической стороны речи у неговорящих детей

Нестеркова Наталья Юрьевна
Технологии формирования лексической стороны речи у неговорящих детей

В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Для реализации задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

- Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции; (память, внимание. Воображение)

Например, в синее ведро бросаем мяч говорим- М

В красное ведро- А

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребё нком:

Ляля, Киса, Зая, би-би.

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

Что я убрала?

Ребё нок отвечает:

БИ-БИ. и т. п.

- Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует облачко и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения.

- Самостоятельной игровой деятельности;

в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердить чувство уверенности в себе

- Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного

- Особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.

В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

- Организованным семейным воспитанием детей.

(С ребенком необходимо постоянно беседовать, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2—4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие.)

Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми. Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения, нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики. [6]

Групповая игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря. Ход игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми. Упражнение «Звуки и движения» Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О».

Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М---А и др. Затем слоги ВО — ДА, СО-ВА и др

Публикации по теме:

«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии Дидактические игры создаются в обучающих целях, и их ценность состоит в том, что благодаря их использованию можно добиться более прочных.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии формирования лексической стороны речи у неговорящих детей
Опубликовано: 19 августа 2022 в 23:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Праздник зонтика на МААМ

Когда на улице дождь (а осенью это случается всё чаще), зонтик становится нашим верным спутником и помощником на прогулках. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический день – последний в сентябре...

30 сентября. День интернета в России

30 сентября в России празднуется Всемирный день интернета. Именно в этот день в 1998 году была проведена первая перепись пользователей русскоязычной части интернета — Рунета, их количество на тот момент...


Горячие темочки