Наталья Беспалова
Технологическая карта занятия по экспериментированию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по экспериментированию
Тема занятия:«Волшебница вода».
Возрастная группа: средняя группа.
Цель занятия:формирование навыков экспериментирования с водой и развитие познавательно-исследовательской активности детей.
Задачи:
Образовательные:обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Публикация «Технологическая карта занятия по экспериментированию „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментированию, доброжелательное отношение друг к другуи окружающему миру, бережное отношение к воде.
Словарная работа:
Обогащение словаря: глобус, опыт, экспериментирование.
Активизация словаря:сок, камушек, готовит, стирает, поливает, пьёт, умывается.
Средства (материалы и оборудование): глобус, яблочный сок, пластиковые стаканчики (большие и маленькие, одноразовые ложки, соль, сахар, камешки, маленькие листы бумаги.
Способы (методы и приемы): вопросы, сюрпризный момент, объяснение, поощрение, беседа, физ. минутка, положительная развернутая оценка, экспериментирование.
Форма организации: фронтальная.
Подготовительная работа (предварительная):Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде», чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций, беседа на тему: “Зачем нужна вода?”.
Планируемый результат: продолжать формировать навыки экспериментирования с водой и развивать познавательно-исследовательскую активность детей.
Ход занятия:
1. Организационно – мотивационный этап (вводный):
- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
-Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
- Молодцы. Вода необходима всему живому на земле.
2. Основной этап:
Однажды в сказочной стране вода исчезла! И животные из этой сказочной страны просят вас, ребята, помочь вернуть им воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками. Поможем вернуть воду, животным из сказочной страны?
2.1. Этап постановки проблемы:
Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.
Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
- А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
2.2. Этап восприятия материала:
- Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы услышите не приятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок?
- Как вы догадались, что сок – яблочный?
-А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?
- Так есть ли запах у воды.
Вывод какой сделать можно: у воды нет запаха! Открываем первый замок.
- Ребята, а какой на вкус лимон?
- А конфета?
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока?
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная?
- Так есть ли вкус у воды?
Вывод: У воды нет вкуса. Вот мы и открыли второй замок.
- Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе стоят две баночки, в одной баночке с синим кружком - соль, а в другой баночке с красным кружочком - сахар. Сейчас я выберу помощников, которые мне будут помогать.
- Тимофей, Андрей, Вика и Артем возьмите в руки баночку с синим кружочком и откройте ее.
Возьмите в руки ложечки и насыпьте себе немного соли в стакан с синим кружочком, после того как вы насыпали себе передайте эту баночку другим ребятам.
- То же самое сделайте с баночкой с красным кружочком.
- Вода поменяла цвет?
- А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша?
Почему?
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
- Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте немного отдохнем.
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
- Ребята, вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают.
Как вы думаете, лист бумаги утонет или будет плавать?
Я предлагаю вам проверить. Возьмите лист бумаги в руки, подержите его, бумага тяжелая или легкая?
- Отпустите его в воду. Что происходит?
- Верно, ребята. Но когда лист бумаги намокнет сильнее, то он потихоньку будет опускаться на дно стакана.
- А теперь возьмите в руки камушек. Какой камушек?
- Как вы думаете, что будет, если его опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушек. Что случилось с камушком.
Мы с вами убедились, что предметы по-разному ведут себя в воде: легкие предметы, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Вывод: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают.
- Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?
-Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
- Когда мы рисуем красками и смываем кисточку, то водичка меняет свой цвет. Смывая разные краски желтую и синюю, мы можем менять цвет, как захотим. Я предлагаю вам посмотреть как вода будет менять свой цвет, при добавление в нее краски. Сейчас я наберу немного краски на кисточку и смою ее, и мы с вами понаблюдаем, как же меняется цвет воды.
- А сейчас я брошу в стаканчик с водой камушек.
- Ребята, вы видите камушек в воде? Почему?
- Теперь я возьму ложечку, и вытащу камушек на салфетку. Опущу камушек в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?
Почему?
-Совершенно верно.
Вывод: вода может принимать цвет того вещества, которое в неё добавили.
2.3. Этап практического решения проблемы:
- Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды. Животным из сказочного леса мы помогли и нам пора возвращаться в детский сад на свои места, откуда мы начинали занятие. Вот и вернулись в д/с.
3. Заключительный этап:
- Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник в четыре замка.
- Ребята, вам понравилось в лаборатории?
- Что нового узнали о свойствах воды?
Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение.
- А сейчас кому было интересно на занятие – хлопните в ладоши, а кому было не интересно и он не доволен своей работой – топнули.