Светлана Боина
Технологические аспекты познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Что значат наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Под технологическими аспектами следует понимать, пути решения и конкретные последовательные действия, направленные на получения какого-то конечного результата по итогу проделанной работы. В нашем случае, результат, по окончании исследовательской деятельности.
Актуальностью применения технологии исследовательской деятельности, является ФГОС ДО, на основании которого ребенок должен обладать положительной установкой к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Технологические аспекты познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников „Что значат наши имена“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
При применении данного направления деятельности могут возникнуть проблемы: отсутствие мотивации педагога и группы воспитанников к получению результата.
Пути решения: развитие компетентности педагога в данном направлении: информационная культура, анализ предполагаемых результатов.
Информационная культура: приобретение знаний и умений (когнитивный уровень, личностный уровень: установки, ценности, отношения (эмоционально-ценностный уровень, соизмерение сил и возможностей, т. е. реальное и потенциальное поведение (поведенческий уровень).
Анализ предполагаемых результатов: ожидаемые результаты, конечного продукта своей деятельности.
Чтобы результат совпал с ожидаемым, воспитателю необходимо полностью продумать технологию деятельности. Заранее дать варианты предполагаемых результатов, в таком случае, могут сформироваться несколько гепотиз и по окончании исследовательской деятельности, станет возможно объективно оценить результат.
2. Методические рекомендации по применению исследовательской деятельности.
Рассмотрим технологические аспекты исследовательской деятельности на примере исследовательской деятельности «Что значат наши имена?»
Что значат наши имена?
Цель: развить у детей представления о именах, отчествах и фамилиях людей, разницы между ними, заинтересовать в беседе с родителями по данной теме.
Задачи:
1. Развивать у детей потребность к познанию нового материала.
2. Развивать у детей коммуникативные навыки: способствовать формированию вопросов по теме, поиску ответов на поставленные вопросы.
3. Продолжать развивать представление у детей об окружающих людях.
4. Формировать познавательно-исследовательский интерес.
5. Способствовать поиску вариантов ответов на поставленный вопрос.
6. Ознакомление с историей Руси.
Методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение исторической литературы, моделирование.
Предполагаемые результаты: у детей появиться сформированное представление о своем имени, отчестве, сформируется представление о ценностях их семьи, благодаря беседе с родителями по предлагаемой задаче. В результате аппликации геологического древа, сформированные представления закрепятся.
Технология деятельности :
1. В процессе игры воспитатель обращает внимание на детей, насколько они все разные:
-Ребята, посмотрите в какие разные игры и игрушки вы сейчас играете. Во что сейчас играет Маша, Петя, Алла? (Дети называют игру, или комментирует, во что они играют). Вам нравятся разные игры, да и сами вы все разные. Давайте посмотрим друг на друга. Чем вы отличаетесь? ( Дети перечисляют признаки различия: одежда, обувь цвет глаз, волосы, признаки по гендерным принадлежностям).
2. Воспитатель задает вопросы, заинтересовывая в том чем дети могут еще отличаться друг от друга:
-А чем еще вы отличаетесь? Этот отличительный признак не видим. Но мы каждый день слышим его от друзей, от родственников, от знакомых нам людей? Как к нам обращаются?
3. Выяснив, что ко всем обращаются по имени, воспитатель интересуется, знают ли дети откуда появились их имена?
Ребята говорят, о том, что их так назвали в семьях.
Воспитатель, обращаясь к детям:
-А кто именно из вашей семьи дал вам имя? Давайте, договоримся, вы сегодня придете домой и поговорите с родителями, узнаете кто дал вам имя. А завтра вы расскажите об этом друг другу. И узнаете как много можно узнать об имени.
4. На следующий день воспитатель обращается к детям (при утреннем сборе, или в период игры детей, с вопросом о вчерашнем разговоре с родителями. Выясняется открытый вопрос: «Кто в семье дал имя ребенку?» Таким образом, приходим к выводу, что имена появляются не просто так, а имя дают старшее поколение : мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, крестная и т. д. Дети понимают происхождение своего имени.
5. Воспитатель продолжает беседу о возникновении имени, о том что имена переходят из поколения в поколение, возвращаясь таким образом к истокам возникновения имени. К именам древней Руси и, какое значение имели имена того времени.
6. Воспитатель обращается к детям с вопросом, знают ли они какое значение имеет их имя. И предлагает обратиться с этим вопросом к своей семье. Таким образом ребенок может выяснить дома значение своего имени, его национальные истоки.
-Ребята, мы с вами узнали какое значение, имели имена в древней Руси. А знаете ли вы какое значение имеет ваше имя? Давайте, мы с вами договоримся. Вы придете домой и вечером выясните это у своих близких, поговорив за вечерним ужином или игрой, или возможно даже вы захотите об этом узнать вместо сказки перед сном. А завтра мы с вами продолжим беседу.
7. На третий день воспитатель, возвращая детей к беседе на кануне, интересуется, выяснили ли дети значение своего имени. И на случай, если не каждый ребенок смог узнать о значении своего имени, заранее заготавливает значение имен каждого ребенка в группе, чтобы зачитать о них.
8. Педагог задает вопрос, подводя ребят к следующему этапу исследовательской деятельности :
-Ребята, мы с вами узнали, что имена имеют разное значение. А еще в чем может заключаться основная разница?
И приводит пример, называя 4-5 истинно женских имен и 4-5 истинно мужских имен. Если дети обнаружили очевидную разницу сами, они ее озвучивают. Если такого не произошло, то разница находится при помощи воспитателя.
9. Педагог рассказывает об универсальных именах, которые существуют, зачитывает их значение.
10. Педагог переходит к вопросу сравнения одинаковых имен. Хорошо если, одинаковые имена находятся в группе. Если нет, педагог может задать детям вопрос о том, встречали ли они другого человека с таким же именем, как у него самого. И каким дополнительным образом можно отличить похожие имена.
11. Подошли к следующему этапу: возникновение отчества. Воспитатель заранее подготавливает выдержки из энциклопедии о возникновении отчества.
-Ребята у каждого из нас есть отчество (зачитывает данные из энциклопедии, упоминая о возникновении отчества) Давайте, мы с вами выясним, какое отчество у каждого из вас.
12. Следующим отличительным признаком является- фамилия.
-Ребята, мы с вами узнали, какое значение в нашей жизни занимают наши имена и отчества. А какой еще отличительный признак нашего полного имени. Фамилия. Ребята, а знаете ли вы значение и происхождение вашей фамилии? Давайте мы с вами договоримся, что о фамилии вы узнаете сегодня у вашей семьи. А завтра мы с вами продолжим, и сделаем очень интересную аппликацию, связанную с вашими именами.
13. На четвертый день происходит сбор информации о возникновении фамилии детей. Если ребята не получили необходимую информацию от своей семьи, то педагог предлагает рассказать о истории возникновения фамилий. И о истории своей фамилии.
14. Далее воспитатель, возвращая детей к разговору днем раньше, интересуется, помнят ли ребята, чем предлагала заняться сегодня. Выясняют, что это- аппликация, связанная с их именем.
15. Воспитатель предлагает подготовить геологическое древо каждого ребенка. Можно ограничиться только папами, мамами, бабушками и дедушками, но желательно еще дополнить братьями и сестрами ребенка и пап и мам. Таким образом, на дереве образуются дополнительные ветки.
Конечный продукт: приобретение детьми знаний о истории возникновения имен, своего имени, отчества и фамилии. Памятное геологическое древо, которое можно дополнять.
Вывод: благодаря, исследовательской деятельности, у детей расшириться кругозор и представление о самих себе, окружающим мире и окружающих в мире людях. Т. к. исследовательская деятельность несет игровой характер и позитивную форму восприятия информации.
Список литературы:
1. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. С. А. Козлова, Л. И. Катаева, М. 2000 г.
2. Барашков В. Ф. Фамилии с календарными именами в основе / В. Ф. Барашков // Антропонимика. — М. : Наука, 1970. — С. 110—114.
3. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. Словарь современных русских фамилий. — М. : Астрель, АСТ, 2001. — 672 с. — ISBN 5-271-00127-X, ISBN 5-237-04101-9.
4. Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. — М. : Школа-Пресс, 1993. — 224 с. — ISBN 5-88527-011-2.
5. Никонов В. А. География фамилий / Отв. ред. С. И. Брук; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. — 3-е изд., стереотипное. — М. : КомКнига, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-484-00762-2.
6. Системы личных имё н у народов мира: Сб. ст. — М. : Наука (ГРВЛ, 1989.
7. Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии / Отв. ред. чл. -корр. АН СССР Ф. П. Филин. — М. : Наука, 1981/1984. — 176 с. — (Литературоведение и языкознание). — Доп, тир, 100 000 экз. (обл.)
8. Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ. : Л. Куркина, В. Нерознак, Е. Сквайрс; общ. ред. Б. А. Успенского. — М., 1989. — 448 с. —50 000 экз. — ISBN 5-01-001045-3 (обл.)
9. Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ. ; общ. ред. Б. А. Успенского. — 2-е изд., испр. — М. : Издательская группа «Прогресс», 1995. — 448 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-01-004266-5 (суперобл.)
10. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. — 5-е изд. — М. : Флинта, Наука, 2004. — 240 с. — ISBN 5-89349-216-1, ISBN 5-02-002782-0.; — 6-е изд., испр. — М. : Флинта, Наука, 2004. — 240 с.
11. Халиков А. Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. — Казань: Казань, 1992. — 192 с. ISBN 5-85840-260-7.
12. «Русские фамилии», глава про русские имена «Возникновение имен, история возникновения имен», Унбегаун. Б. О.