МААМ-картинки

Технология художественного чтения и рассказывания детям

Ковалева Алена
Технология художественного чтения и рассказывания детям

Методы ознакомления с художественной литературой :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача

текста. Сохраняется язык автора, передаются все оттенки мыслей писателя,

оказывается воздействие на ум и чувства слушателей. Значительная часть

произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста

(возможны перестановка слов, замена их, краткое толкование). Рассказывание

хранит больше возможностей для привлечения внимания детей.

Публикация «Технология художественного чтения и рассказывания детям» размещена в разделах

3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного

ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или

рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Спорным остается вопрос о проведении занятий по художественному слову.

Напомним, что в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) была дана

рекомендация об отмене специальных занятий по чтению и рассказыванию

художественных произведений детям и о переносе этого вида деятельности в

совместное взаимодействие педагога и дошкольников. Полагаем, что с такой

рекомендацией можно согласиться, учитывая, что в домашних условиях

подобных занятий родители специально не проводят, организуя чтение или

рассказывание произведений, рассматривание книжных иллюстраций в

любое удобное время по желанию ребенка.

С другой стороны, возникает сомнение относительно правильности отмены

занятий по художественному слову, поскольку для поддержания интереса к

книге и воспитания любви к чтению необходима продуманная, взвешенная

работа педагогов. Воспитатели осознают, что в современных условиях книге

очень сложно выдерживать конкуренцию с компьютером, с тотальной

увлеченностью детей компьютерными играми и программами. Возможно,

именно детский сад сможет противостоять формирующейся компьютерной

зависимости детей и поддерживать культуру чтения и обсуждения книги.

Можно учесть компромиссный вариант: чтение или рассказывание

произведения обеспечивать в блоке совместной деятельности педагога и

детей, а обучение пересказу и заучивание наизусть осуществлять в ходе

непосредственно образовательной деятельности.

Принцип интеграции раскрывает разнообразные возможности для

ознакомления детей с художественным словом. Отметим некоторые формы

совместной деятельности педагога и детей, в которых можно использовать

художественное слово :

1. Чтение или рассказывание одного произведения в сочетании с другими

видами деятельности.

2. Чтение или рассказывание нескольких произведений, объединенных

тематикой (чтение рассказов и стихов о времени года, о жизни животных и

растений, о труде взрослых) или единством образов (две сказки с участием

лисы или волка, медведя). Полезно объединять произведения одного жанра

или нескольких жанров (загадка, рассказ, сказка, стихи). В едином

пространстве объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Интеграция произведений, принадлежащих к разным видам искусства: а)

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с

картины известного художника или книжных иллюстраций; б) чтение (лучше

поэтических произведений) в сочетании с музыкой; в) чтение или

рассказывание с элементами театрализации или драматизации.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, прежде

всего атрибутов для инсценировки: а) чтение и рассказывание сказки

сопровождается показом игрушек и действий с ними; б) использованием

настольного театра (картонного или фанерного); кукольного и теневого тетра,

фланелеграфа; в) применением технических средств : диафильмов, слайдов,

кинофильмов, телепередач и пр.

5. Интеграция с обучением родной речи: а) чтение может быть логически

связано с содержанием НОД (беседа о школе, чтение стихов, загадывание

загадок); б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное

чтение стихов или рассказа, загадывание загадок, припоминание считалок,

пословиц, поговорок как закрепление материала).

Дискуссионными остаются такие методические вопросы, как подготовка

педагога и детей к этому виду деятельности, методика беседы о прочитанном,

организация повторного чтения или рассказывания, использование книжных

иллюстраций.

Подготовка педагога к работе с художественным словом :

- обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными

критериями, с учетом возраста детей, текущей образовательной

деятельности, времени года, выбор методов работы с книгой, определение

задач;

- подготовка воспитателя к исполнению произведения, чтение текста таким

образом, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально

пережили прослушанное;

- с этой целью проведение литературного анализа художественного текста :

понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их

взаимоотношения мотивы поступков;

- работа над выразительностью передачи: овладение средствами

эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации);

расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного

произношения, хорошей дикции и пр.

Подготовка детей к восприятию художественного слова :

- подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его

содержания и формы; можно активизировать личный опыт детей, обогатить

их представления путем организации наблюдений, экскурсий,

рассматривания картин, иллюстраций и др. ;

- предварительная словарная работа, объяснение незнакомых слов, что

обеспечивает полноценное восприятие произведения. Следует объяснять

значения таких слов, без понимания которых становятся неясными основной

смысл, характеры героев и поступки персонажей. Варианты объяснения

могут быть различными: подстановка другого слова-синонима во время

чтения, подбор синонима с помощью детей (лубяная – деревянная, горница –

чистая комната в избе, мачеха – неродная мать, употребление слов или

словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с

подобранной картинкой или книжными иллюстрациями, вопросы к детям о

значении слова.

Однако не все слова требуют толкования (столбовая дворянка, соболья

душегрейка, пряник печатный, сафьяновые сапожки, если они не мешают

пониманию основного содержания. На вопрос о значении слова необходимо

давать ответ в доступной ребенку форме.

-Знакомство с книгой требует создания спокойной обстановки, четкой

организации детей, активизации познавательных процессов детей (внимания,

восприятия, мышления, памяти, воображения, создания психологически

комфортной, позитивной атмосферы.

Отношение педагогов к чтению и рассказыванию художественных

произведений сформировалось двоякое: в одних детских садах сохранилось

непосредственное обучение в форме НОД, в других – чтение и рассказывание

произведений перенесено в совместную деятельность педагога и детей.

Второй вариант представляется наиболее адекватным требованиям ФГОС,

который предусматривает разнообразие и обогащение форм совместной

деятельности в детском саду.

Разнообразные и весьма ценные методические рекомендации даются в

пособии: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. –

Москва: Просвещение, 1992. Они не утратили своей актуальности и в наше

время.

Алгоритм ознакомления с художественным произведением является вполне

определенным.

Сначала происходит знакомство с произведением. Основная цель –

обеспечить детям правильное и точное восприятие художественного слова.

Далее проводится беседа по прочитанной книге с целью уточнить

содержание и художественную форму, средства художественной

выразительности.

Затем организуется повторное чтение текста с целью закрепления

эмоционального восприятия и его углубления, чтобы обеспечить отражение

прочитанного в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации,

конструировании, изготовлении кукол и декораций, разучивании и пр.).

Чтению самого произведения может предшествовать краткая вводная

беседа, которая готовит детей к восприятию, связывает их опыт с темой

художественного произведения. В беседу может быть включен краткий

рассказ о писателе, напоминание о других его книгах. Интерес к книге можно

вызвать у детей с помощью загадки, стихов, картинки. Далее следует назвать

произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.

Степень воздействия художественного слова повышают выразительное

чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт

с детьми. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста

вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно повысить или

понизить голос, использовать паузу.

По окончании чтения, когда дети находятся под эмоциональным

впечатлением, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к

беседе, решает педагог. Методисты считают, что наиболее целесообразно

поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при

повторном чтении. Разговор, затеянный педагогом и не поддержанный

детьми, может быть неуместен, так как разрушит впечатление от

прочитанного. Чтобы начать беседу, можно спросить, понравилась ли сказка

(рассказ, книга, кто в ней понравился больше всего, а кто не понравился и

почему. По реакции детей педагог может судить, готовы ли дети к

обсуждению или нужно время для переживания книги.

В широкой практике воспитателей зачастую чтение сопровождается

аналитической беседой по прочитанному даже в том случае, когда

произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы не

соответствуют методическим требованиям. Характерны такие недостатки,

как случайный характер вопросов (хотя система вопросов должна быть

заранее продумана, стремление педагога к детальному воспроизведению

текста детьми (хотя пересказ допускает изменение текста без изменения

смысла – ввести синоним, трансформировать простые и сложные

предложения, прямую речь заменить косвенной и наоборот и пр.); отсутствие

оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве

от художественной формы; недостаточное внимание к особенностям жанра,

композиции, языку. Такой анализ, очевидно, не углубляет эмоции и

эстетические переживания детей и не поддерживает интерес к книге.

Если же понимание произведения затрудняет детей, сразу после его

чтения возможна беседа. Вопросы в беседе по книге можно

классифицировать следующим образом:

-вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и

героям (Кто вам больше всего понравился? Почему? Нравится вам герой

сказки или нет? Почему);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему.

Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко» можно задать

такой вопрос: Кто же виноват в том, что мама осталась без хвоста? По сказке

«Колобок» : Кто виноват в том, что Лиса съела колобка? По сказке «Репка» :

Чья же помощь помогла вытащить репку? ;

-направленные на выяснение мотивов поступка, например, по сказке «Маша

и медведь» : Почему Маша не разрешала медведю отдыхать? ;

-обращающие внимание на языковые средства художественной

выразительности (Как об этом говорится);

-направленные на воспроизведение содержания (С чего все начинается? Как

продолжается? Чем завершается);

-подводящие детей к выводам (Почему писатель так назвал свой рассказ?

Зачем автор рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать нам своим

произведением).

При чтении научно-популярных книг, энциклопедий, например, о труде,

природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в сам процесс

чтения. Содержание познавательных книг указывает на необходимость

беседы для успешного решения главной образовательной задачи –

познакомить детей с новым явлением (по книгам С. Баруздина «Кто построил

этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь»

и др.).

В конце беседы возможны повторное чтение произведения (если оно

короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание

текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы,

воспитывают эстетические чувства детей. Методика использования

иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей.

Основной принцип таков – показ иллюстрации не должен нарушать

целостного восприятия текста.

Е. А. Флёрина, занимавшаяся разработкой методики по использованию

детской литературы в дошкольном образовании, допускала различные

варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если

книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными

друг с другом, сначала показывается картинка, а потом читается текст.

Примером служат детские книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон,

то львица», А. Барто «Игрушки», С. Маршака «Детки в клетке», Б. Заходера и

др. Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного

текста, написанного без разделения его на части (например, произведения

К. И. Чуковского). В этом случае можно за несколько дней до чтения дать

детям для рассматривания книгу с картинками, которые вызовут интерес к

книге, либо картинки рассматриваются совместно с педагогом после чтения.

Если книга разделена на небольшие главы, то иллюстрации

рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книг

познавательного характера картинка используется в любой момент для

наглядного пояснения текста. Это не нарушит целостности впечатления.

Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией

рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой, Л. М.

Гурович и др.

Одним из методов, углубляющих понимание содержания и

выразительных средств произведения, является повторное чтение.

Небольшие по объему произведения, как уже было сказано, повторяются

сразу после первичного чтения, большие требуют определенного времени для

осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых

частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести

через какой-то отрезок времени (2-3 недели). Чтение стихов, потешек,

коротких рассказов повторяется чаще. Дети любят слушать знакомые

рассказы, сказки, стихи по многу раз. При повторении необходимо точно

воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть

включены в другие виды детской деятельности, в разные образовательные

области, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной

литературой используются разные методы и приемы формирования

полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение

воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание

иллюстраций, обогащение словаря и объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для

маленьких, большое значение имеет чтение книг на моральные, нравственноэтические темы. В них через художественные образы у детей воспитывают

высокие нравственные и моральные качества. Чтение этих обязательно

сопровождается беседой с тем, чтобы дети учились оценивать поступки

персонажей, их мотивы, осмыслить отношение к героям, осознать главную

идею. При правильной постановке вопросов и правильном обсуждении у

детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев, они

принимают их поступки как эталон собственного поведения.

Как уже отмечалось, можно объединять по тематическому принципу

два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, а другое

– новым. Так, на тему дружбы можно сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два

товарища» и рассказ В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и

уважении к окружающим можно рекомендовать книги В. А. Осеевой

«Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье»; С. В. Михалкова «Одна

рифма»; русскую народную сказку «Морозко» в обработке А. Толстого» Л.

Воронковой «Подружки идут в школу» и др.

Значительное место в детском чтении отводится веселой книге. Она

способствует воспитанию чувства юмора, переживанию положительных

эмоций, развивает умение замечать смешное в жизни, понимать шутку

окружающих, шутить самому и смеяться над собой. Дети смеются, слушая

небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги.

Заключенное в них остроумие доступно детям 5-7 лет. Используя веселую

книгу, необходимо постоянно усложнять знакомство с комическим

содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где комические

ситуации ярко выражены: в основе их лежат динамика действия,

одушевление предметов («Федорино горе» К. И. Чуковского, «Кто сказал

«мяу»?» В. Сутеева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к

более сложным произведениям, содержащим комизм, основанный на

нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных

качеств персонажа («Раз, два, три» С. Михалкова, «Бобик в гостях у Барбоса»

и «Живая шляпа» Н. Носова). Для раскрытия их комического содержания от

детей требуется больше умственных усилий.

Итак, обобщим вопросы методики ознакомления с художественной

книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к

книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать

его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У

малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на

вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок

лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров.

Воспитатель сам называет жанр художественной литературы (расскажу

сказку, прочитаю стихотворение, загадаю загадку). Рассказав сказку,

воспитатель побуждает вспомнить интересные места текста, повторить

характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла

репка» большая–пребольшая», назвать повторяющиеся обращения

(«Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в

тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, а вытянуть не могут»).

Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными

интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку,

однако речь их недостаточно выразительна, причины: плохая дикция,

несформированность звукопроизношения. Поэтому следует учить детей

четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания,

создавать условия для перевода новых слов в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у

детей способности к восприятию литературного произведения, стремления

эмоционально откликаться на описанные события. При ознакомлении

внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух

форме произведения (поэзия или проза, к некоторым особенностям

литературного языка (сравнения, эпитеты). Это способствует развитию

поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах,

педагог называет жанр произведения. Становится возможен небольшой

анализ текста, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы,

понравилась ли сказка (рассказ, стихи, о чем рассказывается, какими

словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение

размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно

оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает

возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным

выражениям, грамматическим конструкциям. Начинается регулярное

обучение пересказу небольших по объему текстов (см. раздел «Связная

речь»).

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к

книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и

литературный опыт позволяет ребенку понимать идею произведения,

поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к

авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и

воспроизводить ее. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанрами поэзии и прозы, с содержанием сказок, рассказов и стихов, с разными жанрами фольклора, с их композиционными и

языковыми особенностями.

При этом широко используются словесные методы и приемы в

сочетании с наглядными:

-беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр,

основное содержание, средства художественной выразительности;

-зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное

чтение);

-беседы о ранее прочитанных любимых детьми книгах;

-знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве,

рассматривание книг, иллюстраций к ним;

-просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов, мультфильмов по

литературным произведениям для детей;

-прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами

художественного слова.

Целесообразно организовать творческую деятельность детей на

материале детской литературы. Так, свое отношение к сказкам, рассказам,

басням и стихам дети выражают в рисунке, лепке, поэтому сюжеты, образы

литературных произведений можно предлагать в качестве тем для рисования,

лепки. Рекомендуется использовать такие творческие задания на подбор

сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и

словосочетанию из художественного произведения, на продолжение

авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление

творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих

заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные

средства, использованные в книге.

Публикации по теме:

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Ещё один прием разучивания и рассказывания стиховЕщё один прием разучивания и рассказывания стихов Расскажи стихи рукамиРазговорная речь – это то, без чего мы не могли бы общаться. Но для того, чтобы речь была развита, интересна и интонационно,.

Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать»Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать» Фотоотчет: Конкурс художественного чтения для дошкольников "Как хорошо уметь читать". 24 октября в центре "Радуга" проходил конкурс,где.

Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасностиКартотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Стихотворение для Рождественской встречи. Для чтения взрослыми детям старшего дошкольного возрастаСтихотворение для Рождественской встречи. Для чтения взрослыми детям старшего дошкольного возраста Как быстро пролетела предновогодняя суматоха, это сказочно-волшебное ожидание чуда! У кого-то оно свершилось, а кто-то, возможно, его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология художественного чтения и рассказывания детям
Опубликовано: 17 марта 2021 в 06:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД