Лучший педагог года

Технология метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога ДОО

Марина Апаназова
Технология метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога ДОО

Актуальность

Метафорические ассоциативные карты (иногда их ещё называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-летнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название "OH" (междометие в английском языке, обозначающее удивление).

Публикация «Технология метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога ДОО» размещена в разделах

Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах "О" столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создаёт игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Это проективный психологический инструмент, в котором важен не заложенный изначально смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные ассоциации, и реакция на них будет также абсолютно разной у каждого. Специалист играет роль модератора этого процесса, помогая прийти к тому решению, которое будет наилучшим в данной ситуации для самого человека.

Иногда, кажется, что мы уже и так всё знали, но при этом почему-то годами не могли разрешить конфликт, противоречие или изменить стратегию своего поведения, потому что знать — это уровень интеллекта, а на уровне подсознания логика не действует.

Почему эти карты называются — метафорические и ассоциативные?

Метафорические, потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.

Ассоциативные, потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.

Взаимосвязь метафор и ассоциаций.

Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем.

Чем хороши метафорические карты?

Карты помогут её безопасно и экологично проработать.

Работа с МАК даст доступ к своей проблеме настолько, насколько вы готовы её проработать на данном этапе. И затем, снимая слой за слоем, можно будет двигаться дальше.

С помощью МАК мы можем безопасно получить доступ к нашему бессознательному, потому что именно образы и метафоры — "язык" нашего подсознания. Используя метод свободных ассоциаций, мы можем понять то, что недоступно для логики и рационального понимания.

Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Метафорические карты — это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление и сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия.

За счёт этого возможно безопасно и легко:

Посмотреть "в корень" проблем и безошибочно определять, где их истоки и причины;

Находить правильные решения, надёжно опираясь на интуицию и подсознание;

Не тратить время на второстепенные вещи и длинные интеллектуальные размышления;

Методика отличается простотой, экологичностью и эффективностью.

Метафорические ассоциативные карты:

- это быстрый и эффективный путь к своему подсознанию,

- они запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из трудной ситуации,

- позволяют моделировать и исследовать процессы в прошлом и будущем.

Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт, становятся возможными, потому что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как бы притягиваем изменения во внешнем мире.

Это происходит благодаря феномену синхронистичности — беспричинной связи между событиями, когда происходит то, что не должно произойти, но это вдруг случается. Мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом в жизни, когда мы "притягиваем" какие-то события, или случайным образом избегаем нежелательных, или просто идём куда-то и встречаем нужных нам людей, в магазине находим нужную вещь, просто случайно зайдя туда, или происходят нужные для нас события.

Этот феномен лежит в использование проективных методов в психологии и в том числе в работе с метафорическими картами, когда, доставая карту, мы иногда, неожиданно для себя, понимаем, что именно эта карта отражает наше состояние или ситуацию! И тогда мы полностью оправдываем название самой первой колоды "ОН": "О!" — возглас удивления!

Неоправданные ожидания - мифы!

Первый миф - это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое.

Реальность - карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.

Второй миф - МАК, это разновидность карт Таро.

Реальность - Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.

Третий миф - это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов.

Реальность - метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.

Четвертый миф - карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы.

Реальность - карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.

Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психолога При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» начала замечать, что дети не могут придумать и нарисовать сами облик.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога ДОО
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 07:03
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД