Лучший педагог года

Технология обучению питью

Дарья Алейникова
Технология обучению питью

Актуальность темы обучение ребенка самостоятельному питью из чашки, является важной целью, так как пить пассивно – значит вызвать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Публикация «Технология обучению питью» размещена в разделах

Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного питья из чашки, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки. Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Питье ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями.

Формирование навыка самостоятельного питья из чашки у детей так же будет успешным, если использовать расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционную гимнастику.

Цель: выявить педагогические условия формирования навыка самостоятельному питью из чашки детей и использовать их в работе.

Задачи:

- определение текущего уровня развития данного навыка у детей;

- развивать у детей зрительно-моторную координацию;

- развивать у детей оральную моторику;

- воспитывать интерес к самостоятельному питью из чашки.

Методы и этапы обучения были разработаны по рекомендациям логопеда___

Методы и этапы обучения

№ Название этапов и методов Сроки проведения этапа

1 Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика. ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда

2 Обучение детей питью из ложки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

3 Обучение детей питью из чашки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

4 Обучение детей питью из соломинки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

1. Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика.

Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика используется ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда.

1.1 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяют в случае повышения мышечного тонуса в мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («Рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

-"Поза эмбриона" - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

-В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

-В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине, голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой взрослый поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей к волосистой части головы.

От линии лба вокруг глаз.

Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.

Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

1.2 Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Поглаживание лба от бровей к волосам.

Поглаживание бровей.

Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Сжимание подбородка ритмичными движениями.

Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам.

От середины нижней губы к углам.

Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

Пощипывание губ.

Покалывание губ.

1.3 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка.

Воспитатель оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика губ.

Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку ("хоботок", производя движение к средней линии.

Растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

Нахмуривание бровей.

Поднимание бровей, образование продольных морщин.

Надувание щек.

Проглатывание слюны.

Открывание и закрывание рта.

Жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Растягивание их в стороны.

Чередование движений "хоботок - оскал".

Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").

Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

2. Формирование навыка детей питью из чашки, не удерживая ее самостоятельно.

2.1 Обучение детей питью из ложки.

Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать.

2.2 Обучение детей питью из чашки.

Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.

При обучении пить из чашки, начинаем с использования пластикового стаканчика с защитным ободком (рис. 1,а). С одной стороны сделайте выемку для носа (рис. 1,б, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову (рис. 1,в, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его. Рис. 2. а – неправильно. Чашку подносят сверху, ребенок откидывается назад; б – правильно. Ребенок пьет в положении сидя, его туловище и голова наклонены вперед, стакан подносят спереди. Рис. 1. а – пластиковый стаканчик с предохраняющим ободком хорошо подходит для обучения питью; б – край стакана вырезан, чтобы нос ребенка не упирался в него; в – так надо наклонять стакан, давая ребенку пить. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Челюсти должны быть сомкнуты, а губы – охватывать край стакана. При соблюдении этих условий ребенок сможет втягивать жидкость губами и глотать ее, не захватывая воздух. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы малыша, а остальное он сделает сам. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть малыш держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом, и вы потеряете контроль над его ртом и положением головы. Легче всего пить густые жидкости, например йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего. Ни в коем случае не давайте ребенку, которому трудно научиться пить, поильник с носиком – это заставит его вернуться к примитивному (и неправильному) сосанию.

Рисунок 1

Рисунок 2

схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельному питью из чашки, когда взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

2.3 Обучение детей питью из соломинки.

Даже здоровые дети могут пить через соломинку или трубочку не раньше, чем научатся есть и пить из чашки, поскольку этот навык – один из самых трудных. Давать соломинку ребенку с церебральным параличом можно только после того, как он довольно хорошо научится пить из чашки. Питье через соломинку позволяет еще лучше научиться действовать губами. Оно помогает ребенку с атетоидной или атаксической формой церебрального паралича пить самостоятельно, поскольку ему самому трудно поднять чашку и поднести ее ко рту. Соломинка должна иметь толстые стенки и узкий просвет, тогда ребенок не сможет втянуть много жидкости и не будет глотать воздух. Соблюдайте те же правила, что и при обучении питью из чашки – ребенок должен держать соломинку и пить из нее только губами, челюсти должны быть сомкнуты; при необходимости поддерживайте его нижнюю челюсть пальцем. Чтобы соломинка не выпадала из стакана, а жидкость не расплескивалась, возьмите стакан больничного образца – с крышечкой и носиком, в который вставляется соломинка. Ребенок сможет пить, опираясь обеими руками на стол и таким образом стабилизируя положение тела.

3. .Формированию навыка самостоятельного питья из чашки.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.). Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в 4 этапа.

1 этап

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

2 этап

Все шаги делаем, как и в первом этапе, добавляем шаги

1. Поставьте чашку на стол.

2. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете к третьей части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

3 этап

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

4 этап

Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Третий и четвертый этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

Прикреплённые файлы:

obuchenie-pityu_712dn.pptx | 1131,49 Кб
 
Публикации по теме:

Стретчинг как здоровьесберегающая технология 1 - ДОКЛАД К ПРЕЗЕНТАЦИИ "Стретчинг, как здоровьесберегающая технология" 2 - Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной.

Игра как современная образовательная технология Цель: углубить знания педагогов об игре как образовательной технологии. Задачи: 1. Познакомит педагогов с игрой как образовательной технологией.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Эссе «Моя педагогическая технология» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 с. Бехтеевка» Корочанского района Белгородской.

Технология обучения в сотрудничестве Технология обучения в сотрудничестве. Составитель:Богатырева И. С. 2 слайд Р. С. Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую.

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок» Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными.

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ» Цель: — Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество; — Способствовать развитию рефлексии;.

Технология драмогерменевтика ДРАМА (от греч. drama – букв. «действие») ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий, искусство толкования текстов.

Технология трудового процесса Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть.

Здоровьесберегающая БОС-технология в МБДОУ Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология обучению питью
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 14:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД