Татьяна Дудина
Технология проведения первичного приема в службе ранней помощи
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проведения первичного приема в Службе ранней помощи в форме междисциплинарной консультации.
Первичному приему предшествует первичное обращение родителей (законных представителей) в Службу ранней помощи. Обычно это звонок одного из родителей/ законных представителей в Службу, реже - очное обращение. Далее происходит разговор с руководителем и регистрация обращения в журнале. Руководитель узнает данные ребенка: его имя, фамилию, возраст и дату рождения; данные родителей, кто направил; выясняет запрос – что беспокоит родителей в отношении развития ребенка. Далее руководитель предоставляет семье:
Публикация «Технология проведения первичного приема в службе ранней помощи» размещена в разделах
- информацию о порядке предоставления услуг ранней помощи;
- может быть предложено прохождение теста M-Chat согласно запросу.
Руководитель уточняет у семьи время, удобное для визита, берет контакты, по которым далее осуществляется связь и информирование о времени приема, просит подготовить нужные медицинские документы.
Далее, исходя из запроса семьи, руководитель самостоятельно или с участием команды определяет специалистов для первичного приема и вносит время приема в их рабочий график. Первичный прием проходит в форме междисциплинарной консультации.
Основные этапы первичного приема
-Знакомство 2-3 минуты;
-Информирование семьи о порядке проведения первичного приема 3-5 минут;
- Интервью, наблюдение за ребенком, диагностические пробы проводятся в течение 35 минут;
-Последние 10-15 минут приема остаются на обсуждение результатов тестирования, диагностических проб и принятию решения о нуждаемости семьи в ранней помощи.
Интервью с родителями, диагностические пробы и определение нуждаемости семьи в ранней помощи проводится с использованием Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
В ходе свободной беседы проясняются установки семьи, возможные разногласия, обстановка в семье, представления родителей о воспитании и развитии ребенка.
По домену 1 (научение и применение знаний).
· В какие игрушки любит играть ребенок, какие игры или деятельность привлекают его?
· Копирует ли обычно ребенок действия с предметами или другие действия взрослых?
· Как обычно ребенок обучается новым навыкам?
· Использует ли бытовые предметы и игрушки по назначению (стучит молотком, катает машинку, причесывается расчёской?
· Как долго может заниматься интересной игрой, как переключается с одной деятельности на другую?
· Может ли выбрать предпочитаемую деятельность, игрушку?
· Как обычно решает проблемы, возникшие в ходе игры или другой деятельности?
Полученную информацию можно также подтвердить рядом практических проб – предложить ребенку различные виды игр, вместе поиграть «понарошку», предложить сделать выбор из двух предметов и заметить его активность и т. д.
По домену 2 (общие задачи и требования).
· Какие инструкции понимает и выполняет ребенок?
· Может ли выполнить знакомые или незнакомые действия (самостоятельно, по инструкции, с поддержкой взрослого?
· Есть ли у ребенка режим или распорядок дня?
· Как справляется со стрессом, есть ли нежелательное поведение, когда оно возникает, как с ним можно справиться?
· Как ребенок адаптируется к новым обстоятельствам в жизни?
Можно попросить родителей провести ряд реальных проб, когда родитель дает простую инструкцию, например: «Садись», «Дай», «Иди сюда» и понаблюдать, как ребенок реагирует и выполняет ли он просьбу.
По домену 3 (коммуникация).
· Как ребенок обычно просит о помощи, о внимании, любимую еду или игрушку?
· Какие использует для этого средства – слова, фразы, жесты?
· Как понимает речь (может ли выполнить инструкции, просьбы?
· Используют ли родители в быту жесты, как на них реагирует ребенок?
Сформировать мнение об активности/участии ребенка по домену 3 помогают наблюдение за взаимодействием ребенка и членов его семьи и проведение практических проб во время совместной игры ребенка и специалиста. Для этого создаются игровые ситуации, в которых ребенок может обратиться с просьбой, попросить о помощи, скопировать звуки, действия с предметами, моторные действия, поиграть по очереди, поддержать разговор.
По домену 4 (мобильность).
· Как протекало двигательное развитие ребенка (в каком возрасте начал удерживать голову, переворачиваться на живот, на спину, ползать на животе, самостоятельно садиться, ползать на четвереньках, вставать у опоры, ходить с поддержкой, ходить самостоятельно?
· Может ли пользоваться детским транспортом?
· Может и любит ли бегать, лазать, подпрыгивать, играть в мяч?
· Умеет и любит ли резать ножницами, лепить, клеить, рисовать, рвать бумагу?
Много информации по домену 4 даёт наблюдение за спонтанной активностью ребенка во время приема, также можно провести дополнительные пробы, поиграв с ребенком в двигательную игру.
По домену 5 (забота о собственном теле и здоровье).
· Как ест ребенок, какими приборами пользуется, из чего пьет, как организован процесс приема пищи?
· Ест ли пищу с общего стола или у него отдельная еда?
· Имеет ли предпочтения по вкусу или консистенции еды?
· Умеет ли одеваться и раздеваться?
· Умеет ли умываться, мыться, вытираться, чистить зубы, причесываться? Какая помощь требуется от взрослых во время этих действий?
· Как ходит в туалет, пользуется ли подгузником, горшком, унитазом, подаёт ли сигналы, реагирует ли на мокрую одежду?
По домену 6 (Бытовая жизнь).
· Интересуется ли ребенок домашними делами?
· Как помогает?
· Может ли подмести, вытереть тряпкой, повторяет ли эти действия за взрослыми?
По домену 7 (межличностное взаимодействие).
· Может ли ребенок поздороваться и попрощаться?
· Как относится к объятиям, физическому контакту?
· Пользуется ли указательным жестом, чтобы привлечь внимание?
· Разделяет ли интересы (приносит интересные вещи) или эмоции (смеётся вместе, проверяет реакцию на лице взрослого).
По домену 7 много информации можно получить при наблюдении и при выполнении практических проб (прослеживание указательного жеста, ожидание знакомого действия).
По домену 8 (основные жизненные сферы).
· Посещает ли ребенок детский сад, групповые занятия?
· Как обучается ребенок дома, как родители учат ребенка новому?
По домену 9 (участие в общественной жизни).
· Куда ребенок ходит вместе с родителями (магазин, площадка, парк, гости? Есть ли трудности в этих местах или всё проходит легко?
· Есть ли у ребенка опыт общения со сверстниками?
· Как и во что он с ними играет?
Далее происходит анализ факторов окружающей среды. По разделу факторы окружающей среды могут быть заданы следующие вопросы:
· Кто помогает семье – ближайшие родственники, друзья?
· Есть ли медицинские специалисты, педагоги, психологи, социальные работники, которым доверяет семья?
· Есть ли у семьи специальное оборудование (коляска, ходунки, ортезы, которыми пользуется ребенок?
Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи посредством процедуры первичного приема является первым шагом к удовлетворению запроса семьи и, при необходимости, к включению в программу ранней помощи.
Окончание первичного приема
- После первичного приема семье даются рекомендации специалистов, проводивших прием;
- Если семья нуждается в ранней помощи, вечером того же дня на электронную почту одного из родителей/законных представителей высылается пакет и перечень необходимых документов для прохождения ТПМПК Невского района;
- Далее специалисты совместно заполняют бланк первичного приема.