Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников «группы риска»

Буклова Наталья Ивановна
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников «группы риска»

1 слайд.

Тема: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА».

Подготовила: Н. И. Буклова – воспитатель высшей квалификационной категории.

2 слайд.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье».

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников „группы риска“» размещена в разделах

Ребенок должен расти в заботе своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности, если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе было бы меньше семей группы риска.

3 слайд.

Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье.

Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.

4 слайд.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения.

Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

5 слайд.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных.

Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска».

6 слайд.

К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев.

При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

7 слайд.

Семьи группы риска нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ.

Главной целью работы нашего детского сада с такими семьями – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Но положительных результатов добиться невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

8 слайд.

В ДОУ разработана система педагогического сопровождения семей группы риска,

которая включает в себя следующие этапы:

1. Выявление семей группы риска.

2. Установление контакта с семьей.

3. Изучение семьи.

4. Составление картотеки семей «группы риска».

5. Разработка и реализация плана педагогического сопровождения семьи «группы риска».

9 слайд.

1. Ежегодно вначале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт группы и создается банк данных детей и семей которые относятся к «группе риска».

Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».

10 слайд.

2. Найти контакт с семьями относятся к «группе риска», достаточно сложно, педагог не должен ослаблять свою активность. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи.

Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями.

11 слайд.

3. В нашем детском саду воспитателю отводится большая роль в изучении семей «группы риска», так как он находится в тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению ребенка выявить первые признаки неблагополучия.

Используя в своей работе следующие методы диагностики такие как: анкеты, опросники, наблюдение и беседу.

12 слайд.

4. Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена (изучен микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно – бытовые условия, стиль воспитания и положения ребёнка) заполняется документация с целью выявления типа семей и причин семейного неблагополучия.

13 слайд.

5. ДОУ разрабатывает план педагогического сопровождения семей группы риска в форме консультаций.

План разрабатывается воспитателем исходя из имеющих проблем конкретной семьи, где прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада, выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

14 слайд.

Существует большое количество вариантов разделения семей «группы риска». Они классифицируются по факторам риска, по степени развития асоциального поведения, функциональным возможностям и иным основаниям.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки, в наблюдении и консультациях педагога.

Опекунские семьи нуждаются в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, если имеются отклонения у ребенка, то в консультациях невропатолога и психиатра.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуется оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, наблюдение за межличностными взаимоотношениями в семье со стороны ДОУ, индивидуальные беседы, консультациях педагога.

Семьям с детьми, имеющими ОВЗ, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости педагогического просвещения.

15 слайд.

Работу с воспитанниками и с семьями воспитанников группы риска проводят как воспитатели, так и специалисты ДОУ и используя следующие формы работы.

Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации, используя индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

16 слайд.

Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, выносливость, ловкость и т. д.)

17 слайд.

Музыкальный руководитель проводит занятия, тематические праздники, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением.

18 слайд.

Хореограф через движения под музыку охраняет и укрепляет здоровье воспитанников, снимает стрессовое состояние, помогает педагогам в постановке новых танцев.

Воспитывает у детей взаимопонимание, умение работать в коллективе.

19 слайд.

Воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, которые способствуют сплочению воспитанников, родителей и всех специалистов ДОУ.

20 слайд.

Большая работа ведётся с семьями воспитанников в рамках педагогического сопровождения семей «группы риска», с ними работают воспитатель и все специалисты ДОУ.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей.

Привлекает родителей к сотрудничеству с ДОУ и совместной деятельности с детьми.

21 слайд.

Проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей.

22 слайд.

В группе видеться журнал регистрации консультаций для родителей, согласно разработанному плану педагогического сопровождения семей «группы риска».

23 слайд.

Воспитатель приглашает родителей на родительские собрания, индивидуальные беседы, знакомит их с возрастными особенностями детей, раскрывает значимость периода дошкольного детства, о возможных последствиях жесткого и грубого обращения с ребенком, проводит инструктажи, вручает памятки и буклеты согласно разработанному плану.

24 слайд.

В условиях ограниченного доступа родителей в ДОУ, который был введен определенный указом №206 от 25.03.2020 г. президента РФ, ведется дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников через телефонное приложение WhatsApp, телеграмм и на сайте ДОУ (одноклассники) групповую страничку, где регулярно отражаем достижения группы, фото отчеты праздничных мероприятий и повседневной жизни, консультации, материал по безопасности.

25 слайд.

В детском саду с педагогами ДОУ проводятся социально – педагогическое просвещение по вопросам работы с семьями группы риска, этим занимается старший воспитатель.

Формы работы с педагогами разнообразны: консультации, семинары, наглядная информация (памятки, буклеты, брошюры, педагогические советы, где рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

26 слайд.

Данная работа в детском саду проводиться в течение всего года и включает в себя: наблюдение за семьей, отслеживание динамики развития детско – родительских отношений, оказание длительной педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.

Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей.

Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

27 слайд. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики»Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики» В рамках исполнения годового плана работы по теме: «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, посредством.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников «группы риска»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 22:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД