Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Старшая группа

Анастасия Никифорова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Старшая группа

МБДОУ Детский сад № 84 «Искорка»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старшая группа

Выполнила:Воспитатель категории СЗД

Никифорова Анастасия Федотовна.

г. Якутск 2015г

Содержание

Введение 4

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, Старшая группа» размещена в разделах

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности» 5

Приёмы нетрадиционного рисования 6

План кружковой работы: 7

Заключение 9

Использованная литература 10

Приложение 1 11

Приложение 2 13

Введение

. Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Поэтому нужно дать простор для детской фантазии.

Чтобы избежать штампов в детских рисунках, которые могут стать и «штампами мышления», надо развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности»

Актуальность: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности является актуальной и в наше время, так как приобретенные навыки и умения, позволяют свободно изображать окружающую жизнь, которая является важным средством развития детского творчества

Цель: Развитие навыков и умений у детей дошкольного возраста в изобразительном творчестве, через нетрадиционные техники рисования.

Задача для педагогов:

1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию художественного творчества;

2. Вовлечь родителей в работу по развитию детского творчества.

3. Проверить эффективность реализации плана по развитию у старших дошкольников художественного творчества.

Задача для воспитанников:

[[/i]i]Образовательные[/i] – научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования (восковые мелки + акварель, монотипия, тиснение, тычкование, набрызг, граттаж, совершенствовать умения в знакомых техниках - рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Воспитательные– привить детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие – развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, формировать эмоционально – эстетическое восприятие и стимулировать исследовательские действия, через нетрадиционные техники рисования.

Анализ проблемы развития творчества детей показал:

- дети не полностью раскрывают изображение образа;

- передают пропорции предмета неверно;

- композицию располагают непродуманно, она носит случайный характер,

- не соблюдают пропорцию разных предметов при изображении, передача движения в рисунке отсутствует;

- реальный цвет предметов передан неверно, в рисунках преобладает несколько цветов.

- у детей отсутствует форсированность ручной умелости, т. е., линия дрожащая, нажим на карандаш слабый, не регулируют силу нажима;

- раскрашивают беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура;

- многие дети безразличны к оценке взрослого, т. е., деятельность ребенка не изменяется.

Ожидаемые результаты

- овладение основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности;

- передача в рисунках некоторых сходств с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением;

- создание яркого, нарядного узора при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке;

- проявление творчества, самостоятельный выбор темы изображения.

Для достижения положительных результатов в художественной деятельности детей, мы заинтересовались нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Приёмы нетрадиционного рисования

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Для организации кружковой работы «Юные волшебники» составили план по нетрадиционной технике рисования, которая предусматривает работу с детьми по развитию творчества в возрасте 5-7 лет

План кружковой работы:

- создание предметно-развивающей среды;

- плана работы кружка;

- плана работы с родителями по развитию творчества у детей.

Этапы реализации

I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.

III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

Формы проведения:

Занятия проводится 2 раза в неделю, длительностью 25-30 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

Заключение

Занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в разных конкурсах.

Работа кружка «Юные волшебники» показала, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста стал более эффективным, так как использование нетрадиционной техники рисования развивает у детей воображение, формирует эмоционально – эстетическое восприятие и стимулирует исследовательские действия.

Использованная литература

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.

5. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.

6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

9. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.

10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986.

12. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В. И. Васильевой. – М. : Академия, 2005.

14. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

15. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О. : ТИТУЛ, 1996.

16. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

17. Швайко Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Годовое тематическое планирование кружка по рисованию

Сентябрь. Тема «Осенний лес». Материал и способ передачи замысла. Рисование гуашью методом тычка.

«Ночной город». Рисование свечей на тонированной бумаге.

«Гроздь винограда». Рисование гуашью с помощью ватных палочек.

«Сказочное дерево». Рисование акварелью методом выдувания.

Октябрь. «Мальчик в зимней одежде». Пластилинография.

«Моя любимая игрушка». Рисование гуашью с помощью бумаги.

«Царевна Лягушка». Рисование акварелью

«Сказочная птица». Рисование гуашью с помощью ладошек.

Ноябрь. «Морозные узоры». Рисование акварелью методом выдувания.

«Ветка яблони». Рисование гуашью методом тыча.

«Жар птица». Рисование акварелью.

«Снегири». Рисование с помощью манки с добавлением краски.

Декабрь. «Зимний пейзаж». Рисование свечей на тонированной бумаге.

«Новогодняя елка». Рисование с помощью манки с добавлением краски.

«Переведение рисунка с любимой раскраски». Граттаж.

«Бабочка». Рисование акварелью.

Январь. «Моя игрушка». Пластилинография.

«Жар птица». Обрывная аппликация.

«Аквариум». Граттаж.

«Морское дно». Рисование гуашью с помощью ладошек.

Февраль. «Морозное окно». Рисование акварелью.

«Живые облака». Обрывная аппликация.

«Как розовые яблоки на ветках снегири». Рисование гуашью.

«Веселые вертолеты». Рисование акварелью.

Март. «Цветочная ваза». Рисование гуашью методом тычка.

«Цветок». Обрывная аппликация.

«Ваза с цветами». Рисование акварелью.

«Цветы». Рисование ватными палочками.

Апрель. «Сирень». Рисование гуашью.

«Веселый космос». Пластилинография.

«Сакура». Рисование гуашью с помощью бумаги.

«Яблонька». Пластилинография.

Май. "Салют». Рисование гуашью методом тычка.

«Бабочка». Пластилинография.

«Цветы». Рисование гуашью.

«Скоро наступит лето». Рисование гуашью с помощью бумаги.

Работа с родителями:

Беседы, консультации для родителей;

Оформление уголка для родителей;

Выставка (коллективные работы детей).

Семейная творческая деятельность.

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, нитки, разные по фактуре материалы, свечи, пробки т. д.)

Совместное творчество детей с родителями

№ Формы работы тематика дата

1. Поделки Макет «Дорожная грамота». Сентябрь

2. Выставка работ «Осенние фантазии». Октябрь

3. Конкурс «Животные Арктики». Октябрь

4. Выставка работ «Дядя Степа – полицейский глазами современных детей». ноябрь

5. Выставка работ «Волшебница зима». декабрь

7. Конкурс Оформление участка к новому году. декабрь

8. Участие в конкурсе газеты «Она+» «Кто придет к тебе на елку». декабрь

9. Выставка «Зимняя сказка».

11. Конкурс рисунки По противопожарной тематике. январь

14. Выставка работ «Мама, папа» март

15. Открытое занятие «Здравствуй Весна» март

20. Выставка поделок «12 апреля- день космонавтики» апрель

21. Выставка «К 70-летию Дня Победы» май

22. Концерт «1 июня – День защиты детей» июнь

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественно-изобразительной деятельности Проект на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности".

Развитие творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник Муниципальное общеобразовательное учреждение «Захаровская средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования – Захаровский.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Презентация на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Дошкольный.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском садуРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей детей первой младшей группы в изобразительной деятельности Главной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Задачи: - расширять представление о.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребе6нка,.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ 2014 год «Мир, окружающий.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Старшая группа
Опубликовано: 3 марта 2019 в 12:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД