Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД» по формированию грамматического строя речи в подготовительной к школе группе

Светлана Петрова
Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД» по формированию грамматического строя речи в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Коррекционно-образовательная:

- учить различать предлоги «над» и «под», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

- внимательно рассматривать изображения составлять схемы предложений;

- ориентироваться на листе.

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки координации речи с движением;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

- создавать благоприятную атмосферу.

Оборудование:

куб со схемами предлогов: в, на, под, над, в, за; демонстрационные картинки: цветок над картиной, цветок под картиной, бабочка над озером, гриб под берёзой, собака под дубом, самолёт над облаком, самолёт под облаком; демонстрационная схема предложения (коричневые полоски 5 штук, на двух из них схемы предлогов «над» и «под»; фланелеграф; наборное полотно; конверт с письмом Незнайки; картинка Незнайки, демонстрационные схемы предлогов «над», «под»; сюжетные картинки с предлогами «над», «под» (по количеству детей, сигнальные карточки с изображением схем предлогов «над», «под» (по количеству детей);схемы предложения (по количеству детей); полоски со, схемами предлогов «над», «под» для схем предложения (по количеству детей); контейнеры, заполненные горохом на половину; чистые листы бумаги и фломастеры (по количеству детей).

Подготовка учителя-логопеда:

Написала конспект, подобрала игровой и речевой материал, физминутку, продумала методы и приёмы проведения занятия, изготовила атрибуты для занятия.

Организация и методика проведения занятия:

1) Вводная часть. Мотивация на деятельность:

Логопед с детьми заходит в кабинет.

Логопед: Ребята встаньте полукругом лицом к гостям. Поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А теперь проходите на свои места, садитесь.

2)Сообщение темы:

Логопед: Посмотрите, у меня в руках куб. Что изображено на каждой из сторон куба?

Дети: На каждой стороне схемы маленьких слов.

Логопед: Правильно. Я буду показывать каждую из сторон, а вы скажите, какое маленькое слово обозначает каждая схема.

(Логопед показывает каждую из схем, дети называют предлог)

Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами будем учиться

различать маленькие слова «над» и «под». (Логопед выставляет на доску предлогов «над» и «под») В правую руку возьмите и покажите сигнальную карту со схемой маленького слова «над», в левую руку возьмите и покажите сигнальную карту со схемой маленького слова «под».

(дети выполняют инструкцию логопеда)

3) Основная часть:

Логопед выставляет на доску две картинки с изображением картин и цветов.

Логопед: Посмотрите на картинки. Что общего между ними?

Дети: На одной картинке висит картина и цветок. И на другой висит картина и цветок.

Логопед: Правильно. А чем они отличаются?

Дети: На одной картинке висит цветок над картиной.

На другой картинке висит цветок под картиной.

Логопед: Правильно. Какие маленькие слова вы услышали?

Дети: Мы услышали «над» и «под».

Упражнение: «Составь предложение».

Логопед выставляет картинку с бабочкой и озером.

Логопед: Составьте предложение по картинке. Используйте

маленькое слово «над».

Дети: Бабочка летит над озером.

Логопед: Правильно. Составим схему этого предложения.

Назовите первое слово.

Дети: Первое слово в предложении бабочка.

Логопед: Правильно.

(выставляет на фланелеграф первую коричневую полоску)

Назовите второе слово в предложении.

Дети: Второе слово в предложении «летит».

Логопед: Правильно.

(выставляет вторую коричневую полоску на фланелеграф)

Назовите третье слово в предложении.

Дети: Третье маленькое слово «над».

Логопед: Правильно.

(Логопед выставляет полоску со схемой предлога «над») Какое четвёртое слово в предложении?

Дети: Четвёртое слово в предложении «озером».

Логопед: Правильно.

(выставляет четвёртую коричневую полоску) Сколько слов в этом предложении. Дети: В этом предложении четыре слова.

Логопед: Правильно.

(Логопед выставляет картинку «Собака под деревом»)

Логопед: Составьте предложение, по картинке используя маленькое слово «под».

Дети: Собака стоит под деревом.

Логопед: Правильно. Составим схему предложения. Назовите первое слово в предложении.

Дети: Первое слово в предложении «собака».

Логопед: Правильно.

(Логопед выставляет первую коричневую полоску) Назовите второе слово в предложении.

Дети: Второе слово в предложении «стоит».

Логопед: Правильно.

(логопед выставляет вторую коричневую полоску) Назовите третье маленькое слово.

Дети: Третье слово в предложении «под».

Логопед: Правильно.

(выставляет третью коричневую полоску со схемойпредлога «под»)

Логопед: Назовите четвёртое слово.

Дети: Четвёртое слово предложении «деревом».

Логопед: Правильно.

(Логопед выставляет четвёртую коричневую полоску.)

Сколько слов в этом предложении?

Дети: В этом предложении четыре слова.

Логопед: Правильно. Вы хорошо справились с заданием.

Упражнение «Тетрадь Незнайки».

Логопед: Ребята к нам пришло письмо Незнайки.

(Логопед выставляет картинку Незнайки и берёт письмо вруки, раскрывает его).

В этом конверте задания от Незнайки. Вставьте в предложение маленькие слова «над» и «под» подходящие по смыслу и поднимите ту сигнальную карточку со схемой маленького слова, которую вы использовали.

Логопед: Гриб растёт. деревом.

Дети: Гриб растёт под деревом.

(дети поднимают сигнальную карту с предлогом «под»)

Логопед: Правильно. Самолёт летит. облаком.

Дети: Самолёт летит над облаком.

(Дети поднимают сигнальную карту со схемой предлога «над»)

Логопед: Правильно. Самолёт летит. облаком.

Дети: Самолёт летит под облаком.

(Дети поднимают сигнальную карту со схемой предлога «под»)

Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием. А теперьвыходите из-за столов встаньте полукругом на свободном месте.

4) Физминутка.

«Прыгайте кузнечики».

Поднимайте плечики, (поднимают плечи)

Прыгайте кузнечики, (прыгают) Прыг-скок, прыг-скок.

Сели травушку покушаем, (присели)

Тишину послушаем, (сидя на корточках прикладываютладонь к правому уху, затем к левому уху)

Тише, тише (прикладывают указательный палец ко рту, высоко,

Прыгай на носках легко. (Отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.)

Логопед: Садитесь за столы.

Логопед: Возьмите контейнеры с горохом. Найдите в них картинки и составьте предложения с маленьким словом «над» или «под» и схемы предложения.

(Дети составляют предложения по индивидуальным картинкам и схемы этих предложений.) Логопед проходит и смотрит правильность выполнения задания.

Логопед: Назовите составленные предложения.

Дети по очереди называют составленные предложения.

Логопед: Молодцы!

5) Рисование с последующим составлением предложения.

Логопед: Возьмите листы бумаги и фломастер. Нарисуйте квадрат в центре листа. (Дети рисуют квадрат в центре листа.)

Логопед: Дети в первом ряду рисуют бабочку над квадратом. Дети во втором ряду рисуют бабочку под квадратом. (дети выполняют задание).

6) Итог. Рефлексия.

Логопед: Чем мы сегодня занимались на нашем занятии?

Дети: Мы сегодня учились различать маленькие слова «над» и «под».

Логопед: Вы сегодня Молодцы! Внимательны и активны!

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Цветы
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД» по формированию грамматического строя речи в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 17 марта 2020 в 18:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...

7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...


Горячие темочки