Получи документы

Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников с ОВЗ посредством внеклассной работы

Надежда Кардакова
Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников с ОВЗ посредством внеклассной работы

1. Проблемы воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи- практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ОВЗ. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья. Зачастую у школьников с УО (интеллектуальными нарушениями) отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что во-первых, рекомендации о здоровом образе жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной форме и не вызывают у них положительной эмоциональной реакции, во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того выполнение необходимых правил ЗОЖ требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с УО (интеллектуальными нарушениями, имеющего расстройство эмоционально-волевой сферы. Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического

Публикация «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников с ОВЗ посредством внеклассной работы» размещена в разделах

характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения, а также должны учить воспитанников с у/о (интеллектуальными нарушениями) осознавать себя частью природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья.

2. Актуальность выбранной темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни и формирование у ребенка осознанного целостного отношения к своему здоровью.

3. Цель моей работы :

- воспитание у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм и культуры быта, формирование умения рационально организовывать свою жизнь.

4. Для реализации поставленной цели необходимо решить

следующие задачи

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье;

- сформировать представления о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- сформировать установку на использование здорового питания;

- развить готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

5. Для реализации поставленных задач в своей работе пользуюсь программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников, которая является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нашей школы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению личностных результатов, таких как сформированности установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и безопасного образа жизни, ценить природу, как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья. Наиболее эффективным путем формирования ЗОЖ является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность учащихся, развивающая способность понимать свое состояние, усваивать способы рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использование, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и социуме. Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Основные направления работы по формированию культуры ЗОЖ :

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации;

- реализация программы ЗОЖ во внеурочной деятельности;

- работа с родителями (законными представителями)

Формирование культуры ЗОЖ осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях воспитательной работы, но приоритетным является спортивно – оздоровительное.

Формы организации внеурочной деятельности по формированию основ ЗОЖ :

- спортивно – оздоровительные мероприятия: Дни Здоровья, спортивные игры, соревнования: «Самый сильный», прыжки в длину, школьный осенний кросс, шашечный турнир, участие в городских и областных соревнованиях по лыжным гонкам, легкой атлетике.

Учащиеся нашего класса принимают активное участие в областных соревнованиях по зимнему полиатлону в зачет спартакиады коррекционных школ и показывают очень хорошие результаты:

• Игошева Алена – II место, Никоряк Богдан - III место в спартакиаде общеобразовательных организаций для обучаемых с ОВЗ Кировской области по программе специальной Олимпиады (лыжные гонки)

- Недели ЗОЖ, организация утренней зарядки, физкультминуток, ежедневные прогулки разной направленности на свежем воздухе, экскурсии в лес, на реку, походы.

- Работа спортивных кружков (лыжи, легкая атлетика)

- Проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек: «Что значит вред организму», «Жить со знаком +».

- Санитарно- гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в классе.

- Организация здорового, полноценного питания в школе.

- Организация и проведение мероприятий в классе по профилактике детского травматизма на дороге.

- Организация встреч родителей с медицинскими работниками.

- Проведение тематических КРВЗ по формированию основ ЗОЖ : «Мой режим дня», «Зачем мы спим», «Как уберечься от простуды», «Мое здоровье зависит от меня».

6. К результатам проделанной работы по формированию основ ЗОЖ у детей можно отнести:

- Появление мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

- Снижение заболеваемости.

- Организация двигательной активности, проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом.

- Совершенствование навыков личной гигиены.

- Негативное отношение к факторам риска здоровью.

Работу формированию культуры ЗОЖ буду продолжать, т. к. ребята переходят в среднее звено (5 класс).

Таким образом, школа может и должна сформировать у ребенка с уо (интеллектуальными нарушениями) необходимость заботы о своем здоровье. Какой должна быть мотивация, побуждающая вести здоровый образ жизни?- «Это нужно мне». Только такой мотив сможет побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников с ОВЗ посредством внеклассной работы
Опубликовано: 26 октября 2020 в 11:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД