Екатерина Мишкина
Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
1. Обоснование актуальности перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Данный педагогический опыт мною был разработан в силу особой актуальности проблемы - высокий рост детей, имеющих нарушения речи. Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является правильная речь. Имея развитую, грамотную речь, ребёнок легко общается со сверстниками и взрослыми. Возрастают его возможности в познании окружающего мира, совершенствуется умственное и психофизическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи.
Публикация «Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По исследованиям ЮНЕСКО в последние годы наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи. (ОНР). По мнению Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной и других исследователей под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех компонентов речевой системы нарушено (как звуковой, так и смысловой стороны речи, при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Также в исследованиях Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой отмечается, что ОНР возникает при алалии, афазии, а также может отмечается при ринолалии и дизартрии, когда одновременно диагностируется недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи. Причинами к возникновению ОНР могут послужить органические поражения или недоразвитие каких-либо отделов ЦНС или социальные (двуязычие, глухие члены семьи, частые заболевание ребенка, его ослабленность).
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
За мою педагогическую деятельность я все чаще отмечаю, что в логопедическую группу попадают дети, у которых отмечаются агромматизмы, нарушения звукопроизношения, дефекты фонемообразования, позднее появления речи, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя, бедность и не активизированность словарного запаса. По моему наблюдению речь у детей еще перед прохождением комиссии ПМПК, на контрольном обследовании, выражается в разной степени, в зависимости от уровня ОНР (I,II, III,которая характеризуется как лепетная речь (или ее отсутствие) или же развернутая речь с некоторыми элементами лексико-грамматического, фонетико-фонематического недоразвития. В том числе для таких дошкольников характерны частичные нарушения общей моторики в виде моторной неловкости, низкий уровень сформированности двигательных умений и навыков, недостаточно развитое внимание, восприятие и концентрация.
На основании вышеизложенного следует, что для детей, имеющих ОНР, нужна системная коррекционная работа, которая задействует все сферы речевого, интеллектуального и двигательного развития.
Такая система строится с опорой на развивающие, игровые, инновационные методы и средства. Игровые средства обучения являются ведущим в дошкольном возрасте, не зависимо от нарушения речи, поскольку игра - ведущий вид деятельности дошкольников. (А. Н. Леонтьев)
Игры, применяемые в работе учителя-логопеда так многочисленны, что их смело можно объединить словом «игровые технологии».
3. Теоретическая база опыта
По моему мнению, в логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения полностью зависит от эффективности использования игровых технологий во всех видах деятельности.
Согласно учениям А. Н. Леонтьева дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойственен детям в норме. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, потому что речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо использовать обучающие дидактические игры. Согласно исследованиям О. С. Орловой, М. Л. Скуратовской игровые технологии в коррекции звукопроизношения могут быть использованы с индивидуально-дифференцированным подходом.
Мой педагогический опыт основывается на работах Н. В. Нищевой, Г. В. Чиркиной, С. П. Цукановой, Т. Б. Филичевой (игровые технологии по развитию артикуляционного аппарата). Дидактические игры по развитию мелкой моторики, а именно игры на улучшение мышечного тонуса, быстроты, силы, плавности и точности движений наиболее изучены и разработаны у следующих специалистов Л. Т. Журбы, Е. М. Мастюковой, Е. Н. Правдиной-Винарской. Игровые технологии по развитию дыхания, в том числе диафрагмального, широко описаны в трудах А. Н. Стрельниковой, Н. Н. Гончаровой и др. На этапах автоматизации поставленных звуков я опираюсь на игровые приемы, представленные Н. В. Нищевой, Л. А. Комаровой, О. Е. Егоровой.
4. Технология опыта. Система коррекционных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
С моей точки зрения игровые технологии должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном, автоматизации и дифференциации звуков.
Игровые технологии представлены несколькими направлениями: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, играми и упражнениями для выработки подвижности органов речедвигательного аппарата, на постановку звуков, на автоматизацию и дифференциацию звуков, на развитие фонематического слуха, а также логоритмические игры и упражнения.
Собранный мной педагогический опыт я использую в логопедической работе по коррекции речи у детей с ОНР.
На подготовительном этапе, формируем артикуляционный аппарат к постановке звуков. С этой целью используются дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики и речевого дыхания. Для развития артикуляционных движений используются игровые упражнения, направленные на: развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.
Эффективными упражнениями являются «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели» и другие. Для развития мелкой моторики используем упражнения на улучшения мышечного тонуса, на развитие быстроты, силы, плавности точности движений. Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР очень эффективны: «Дождик», «Делай как я», «Дорога из прищепок», «Веселые ладошки» и другие. По развитию дыхания – «Кошка», «Насос», «Задуй свечу» и т. д.
На втором этапе - постановочном я использую классические способы постановки звуков, но с применением игровых заданий. Игры подбираются в зависимости от способа постановки звука: если звук ставится по подражанию использую игровые приемы как «Насосом накачиваем колесо», «Песенка водички»(с-с-с, «Шипит змея» (ш-ш-ш) и др. второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи зонда или шпателя. Эффективные игры при этом способе являются: «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужалочка», «Моторчик» и т. д.
На этапе автоматизации вводятся включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. На данном этапе реализовываются следующие игровые технологии: «Жук-пожарник», «Варежка», «Доскажи словечко», «Один-много», «Закончи предложение» и другие.
На этапе дифференциации последовательно различаем смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях:
• по твердости и мягкости: игры «Наоборот», «Сигнальщики», «Эхо»;
• по звонкости и глухости «Загрузим в грузовик картинки», «Соберем Соне в сумке, а Зои рюкзак»;
• ударности и безударности слогов.
Поэтапность и систематичность использования для обучающихся дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.
5. Анализ результативности
Применение игровых технологий в коррекции речевых нарушений способствует повышению результативности логопедической работы.
В своей работе я использую разнообразные игровые технологии, что делает логопедические занятия более продуктивными, интересными, формируют у детей положительные эмоции.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Предполагаемые трудности:
• Множественные игровые технологии описаны в авторских книгах, которые трудно приобрести, исключая библиотеку детского сада.
• Многие дидактические игры и пособия, которые я использую в своей логопедической работе изготовлены своими руками, требующие больших затрат материального и технического характера.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Игровые технологии разнообразны, они представлены авторами, специалистами в коррекции речевых нарушений. Многофункциональность игр позволяет их дополнять, изменять, комбинировать, систематизировать и классифицировать в зависимости от нарушенного звука.
Рекомендую также родителям использовать некоторые игровые технологии в коррекции речевых нарушений для работы с детьми в домашних условиях. А также применять воспитателям дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста, имеющих незначительные дефекты речи.